Ответы на вопросы
- На каком земельном участке можно строить жилой дом?
Строить жилой дом можно на земельных участках, находящихся в границах населенных пунктах. Участок должен быть предназначен для личного подсобного хозяйства или для индивидуального жилищного строительства. Обратите внимание, в нашей республике строить жилые дома на землях сельскохозяйственного назначения нельзя.
- Нужно ли получать разрешение на строительство дома?
Для строительства частного дома разрешение получать не требуется. Но нужно направить уведомление о начале и окончании строительства дома в администрацию. Обязательно изучите действующие на местном уровне Правила землепользования и застройки, чтобы соблюсти все требования при расположении дома и в будущем не вызвать жалобы от соседей. Помните, что частный жилой дом не может быть выше трех этажей и его площадь не должна превышать определенный процент от площади участка.
- Какие документы необходимо для того, чтобы зарегистрировать право собственности на жилой дом?
Для регистрации права собственности от вас потребуется документ на земельный участок, технический план на дом и уплата госпошлины в размере 350 рублей. Все документы вы подаете в МФЦ.
- Кто готовит технический план?
Технический план готовит кадастровый инженер за определенную плату. В этом документе содержатся все технические характеристики дома, его привязка к участку. Если границы земельного участка не установлены, то привязать участок к земле будет невозможно, поэтому заранее позаботьтесь о том, чтобы ваш участок прошел процедуру межевания. Техплан готовится в электронном виде и выдается собственнику на диске.
- Какие документы подтверждают, что права на дом оформлены?
После того как вы подадите все необходимы документы в МФЦ на постановку дома на кадастровый учет и регистрацию права собственности, регистратор Росреестра проведет правовую экспертизу документов, поставит его на учет и зарегистрирует право. Подтверждением того, что вы стали полноправным собственником дома и сведения о нем внесены в Единый государственный реестр недвижимости станет выписка из ЕГРН.
Отдельной строкой!
Сейчас регистрация права собственности носит заявительный характер, но законодатели все чаще говорят о том, чтобы ввести обязательную регистрацию права собственности с установленными временными рамками. Кроме того, планируют ввести и меры административного воздействия за неоформленную недвижимость.
Пресс-служба Управления Росреестра по Чувашской Республике
Контактное лицо для СМИ: Иванова Марина Борисовна
Тел. 8 (8352) 62-90-44, 8 -960 -313-7613
Наши новости «Вконтакте» - «Управление Росреестра по Чувашской Республике» - https://vk.com/rosreestr_21
В Одноклассниках - https://ok.ru/rosreestr21
Телеграм - https://t.me/rosreestr21
Информация на сайте Росреестра – https://rosreestr.gov.ru
Эльби Николаева – Начальник отдела регистрации объектов недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по Чувашии ответила на несколько вопросов, касаемых оформления собственности на квартиру по договору долевого участия.
- В данной ситуации есть два пути, как можно подать заявление на регистрацию права. Собственник сам может обратиться в МФЦ, когда строительство дома закончилось либо, если у него нет возможности, за него это может сделать застройщик.
Эльби Михайловна, расскажите, пожалуйста, подробнее, как застройщик подает документы за долевика в Росреестр?
Это возможно после завершения строительства многоквартирного дома, ввода его в эксплуатацию и постановки на государственный кадастровый учет. Подписав передаточный акт с долевиком, застройщик обращается в Росреестр с соответствующим заявлением, приложив акт, по которому объект передаётся участнику долевого строительства. После регистрации права на объект застройщик передает участнику долевого строительства выписку, где указано, что он является собственником.
В чем положительные качества данной регистрации?
Данная процедура очень удобная. Она позволяет избежать хождения по инстанциям, и осуществляется в короткие сроки. Застройщики, которые клиентоориентированы заботятся о своих клиентах, и на сегодняшний день уже активно пользуются данной процедурой.
Как часто застройщики подают за долевика документы в Росреестр?
На сегодняшний день застройщики пользуются этой возможностью нечасто. Хотелось бы конечно, чтобы этих заявлений было больше.
В Чувашской Республике 336 тысяч земельных участков не имеют точных границ. На кадастровый учет многие из них поставлены на основании схем из государственных актов, соответственно точных координат не имеют.
О том, как установить границы земельного участка, нам расскажет кадастровый инженер, региональный представитель Саморегулируемой организации «Ассоциация кадастровых инженеров Поволжья», член Общественного совета при Управлении Росреестра по Чувашии Елена Ермакова.
Елена Александровна расскажите, с чего нужно начать работы по межеванию участка, чтобы деревенский огород или дачный надел имел законные границы?
- Прежде чем обращаться к кадастровому инженеру, проверьте на Публичной кадастровой карте на сайте Росреестре внесены ли границы земельного участка, отображаются ли они на карте? Встречаются случаи, когда к нам обращаются за межеванием, а его уже проводили, просто у собственника на руках не было никаких документов. Как правило, такое встречается среди новых собственников, которые недавно купили участок. Если границ вашего участка на Публичной карте нет, то можно обратиться к любому кадастровому инженеру, из своего населенного пункта или даже из другого региона.
Где можно найти кадастрового инженера? Есть ли какие-то специальные сайты или списки?
- Кадастрового инженера можно найти в интернете, либо обратиться в любую землеустроительную фирму в вашем селе или городе, либо поспрашивайте у соседей, друзей, к кому они обращались. Здесь нет никаких ограничений.
Допустим, мы нашли подходящего инженера. И что делать дальше?
- После того, как вы нашли специалиста, нужно подойти к нему с правоустанавливающими документами на земельный участок, обязательно возьмите паспорт и СНИЛС. Если вас устроят все условия и цена, можно заключить договор подряда.
Кстати о цене. Сколько сейчас стоит отмежевать участок?
- Стоимость кадастровых работ колеблется от 5 до 15 тысяч рублей, в зависимости от ситуации (удаленность, сложная конфигурация и т.д).
Что происходит потом, после того как мы заключили договор со специалистом?
- Кадастровый инженер приезжает на место, проводит замеры участка и готовит проект межевого плана. Местоположение границы земельного участка подлежит обязательному согласованию со смежными землепользователями. Кадастровый инженер готовит в составе межевого плана акт согласования границ и проводит саму процедуру согласования с соседями. Если невозможно найти владельцев смежных участков, то в местной газете размещается публикация, которая гарантирует, что все необходимые меры для поиска соседей и согласования акта были проведены.
- А кто должен соседей искать, допустим, если их давно на участке не видели?
По закону владельцев смежных участков должны искать кадастровые инженеры, однако сами заказчики межевых работ могут помочь с этим и упростить задачу с поисками. С заброшенными участками дела обстоят сложнее. Там без посторонней помощи намного труднее найти кого-либо. Но выход всегда есть, даже если соседи давно уехали из страны.
- После работ на самом участке, что кадастровый инженер делает дальше?
Когда закончили со всеми процедурами согласования, кадастровый инженер записывает межевой план на диск в электронном виде, который передает заказчику. Тот, в свою очередь, относит данные в МФЦ и вносит границу на кадастровый учет. Постановка на кадастровый учёт - это бесплатная услуга.
- А если кадастровый инженер халатно отнесся к своим обязанностям или допустил грубую ошибку? Есть ли контролирующие органы над ними?
- Конечно есть. Это Саморегулируемая организация, в которой состоит кадастровый инженер. Поэтому в случае возникновения каких-либо недопониманий со стороны заказчика и инженера, можно обратиться в соответствующее СРО.
Спасибо большое за беседу.
Отвечает начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Чувашии Татьяна Захарова.
В связи с рассрочкой платежа по договору купли-продажи или при использовании на покупку квартиры кредитных средств одновременно с государственной регистрацией права в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН) регистрируется ограничение прав покупателей в виде ипотеки в пользу залогодержателя.
Объект недвижимости будет признан свободным от обременений только после того как в ЕГРН будет внесена соответствующая запись.
Погашение ипотеки носит заявительный характер. Если обязательства перед продавцом были исполнены, для прекращения регистрационной записи об ипотеке необходимо обязательно предоставить в Росреестр заявление залогодержателя, в пользу которого зарегистрирован залог (банк, продавец).
То есть, после того как за квартиру выплачен последний платеж по ипотеке, нужно обратиться в банк, чтобы его специалист подал в Росреестр соответствующее заявление о снятии обременения в виде ипотеки. Самому покупателю в Росреестр никакие заявления в этом случае подавать не нужно.
Если по ипотечному кредиту выдавалась закладная на квартиру, запись об ипотеке может быть погашена по заявлению самого собственника квартиры (залогодателя) с одновременным представлением закладной. При этом закладная должна содержать отметку владельца закладной (залогодержателя) об исполнении обеспеченного ипотекой обязательства в полном объеме.
Получить свежую выписку из ЕГРН, без ограничений, можно в любом МФЦ (платно) или на портале Госуслуг (бесплатно).
ДОМ КЛИК дополнительно разъясняет.
Что нужно сделать, если ипотека выплачена и обременение снято?
Поздравляем вас! Все, больше ничего делать не нужно — теперь вы абсолютно полноправный собственник. Пока обременение не было снято, недвижимость находилась в залоге у банка, с которым необходимо было согласовывать многие действия.
Отныне решения принимаете только вы — продавать, дарить, сдавать в аренду или прописывать в ней других жильцов вам никто запретить не может (только некоторые перепланировки все равно придется согласовывать с БТИ).
Как проверить, что обременение снято?
Есть несколько способов:
В личном кабинете Домклик. Здесь вы можете отслеживать статус снятия обременения, а также задавать вопросы специалисту — в чате или по телефону.
На сайте Росреестра. На странице сервиса укажите кадастровый, условный номер или адрес. Если в разделе «Права и ограничения» будет пусто — обременение снято.
На сайте Госуслуг. В личном кабинете в разделе «Мои объекты» выберите объект недвижимости. Если обременение снято, в графе «Сведения об ограничениях/ обременениях прав» будет стоять прочерк или «не зарегистрировано».
Заказать выписку ЕГРН на сайте Росреестра или в МФЦ. Эта услуга платная, стоимость зависит от типа выписки.
Летним вечером, сидя на лавочке, что-то обсуждали бабушки.
– Мне сегодня вечером пришло письмо о том, что моя земля попала под охранную зону, - делится баба Настя.
- Так у нас с тобой участки рядом. Значит и моя земля туда попала? – спрашивает баба Таня.
- Наверное. А тебе разве письмо не приходило? – удивилась баба Настя.
- Так я в почтовый ящик и не смотрела, газету только по вторникам приносят, – пожимает плечами баба Таня.
– Так не такой ящик, а электронный. Письмо на электронную почту должно придти, – объясняет баба Настя.
- А почему тебе пришло, а мне нет?
- А ты свою электронку в Росреестре оставляла? Я когда межевание участка делала, тогда у меня почту в МФЦ и попросили указать.
- Так я сто лет ничего не оформляла, без этого никак что ли?
- Говорят, что можно. Слышала, что нужно прийти в МФЦ, заполнить заявление и указать там свою почту. Вроде все! Сходи и ты, будешь получать все новости о своем доме и участке, а то продадут все без тебя, а ты и не узнаешь – сказала, смеясь, баба Таня.
По данным Управления Росреестра по Чувашской республике в базе недвижимости содержится 41 тысяча электронных адресов заявителей.
Адрес электронной почты относится к дополнительным сведениям и вносится в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) по желанию собственника.
Существует одно важное преимущество наличии почты собственника в Росреестре - оперативное получение информацию о действиях с имуществом.
Вы можете получать:
- уведомление о поступлении пакета документов на регистрацию прав на вашу недвижимость (в том числе если документы поступили в электронном виде). Если вы ничего не знаете о предстоящей сделке, скорее всего, действуют мошенники, в этом случае можно связаться с сотрудниками Росреестра и сделка не состоится.
- уведомление о возврате поданных документов;
- об исправлении ошибок в ЕГРН;
- об изменении данных правообладателя;
- об изменении характеристик принадлежащих объектов недвижимости;
- о наложении или снятии ареста;
- о запрете совершать сделки с недвижимостью;
- о включении земельного участка в зону с особыми условиями использования территории,
- о внесении в ЕГРН сведений о публичном сервитуте в отношении принадлежащего участка;
- можно получить информацию о статусе рассмотрения своих заявлений в Росреестр.
Внести электронную почту в ЕГРН можно при регистрации недвижимости, получении выписки о ней и других подобных действиях. Для этого нужно указать электронный адрес в определенной графе заявления. Можно подать и отдельное заявление - о внесении в ЕГРН сведений о таком адресе. Все это можно сделать в любом МФЦ бесплатно.
Получила в наследство от мамы деревенский дом. Хочу сейчас его продать. Нужно ли уплачивать налог с продажи?
Отвечает начальник отдела камерального контроля НДФЛ и СВ №2 УФНС России по Чувашской Республике Ирина Федорова.
Физическое лицо, которое продает недвижимое имущество, должно заплатить НДФЛ с полученного от сделки дохода. Освобождаются от уплаты такого налога, если собственник владел объектом недвижимости три года или пять лет.
Минимальный срок владения недвижимым имуществом при его продаже составляет три года, если имущество получено в наследство или в дар от членов семьи или близких родственников, в результате приватизации, ренты (по договору пожизненного содержания с иждивением). Также три года - минимальный срок, если у налогоплательщика нет в собственности другого жилья или оно приобретено в течение 90 календарных дней. Соответственно в вашем случае, вы должны владеть домом не менее трех лет, чтобы не платить налог.
А как высчитать срок владения?
Отвечает начальник отдела правового обеспечения Управления Росреестра по Чувашии Татьяна Захарова.
Право собственности на объект недвижимости возникает с момента его регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Вам нужно посмотреть в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) дату регистрации права и, исходя из этого, смотреть, прошло 3 года или нет, в целях решения вопроса об освобождении от уплаты налога с продажи. Узнать дату регистрации права можно на сайте Росреестра в сервисе «Справочная информация в режиме онлайн», на Публичной кадастровой карте или на портале Госуслуг (все бесплатно).
Влияет ли сумма за которую я хочу продать? Дом старый, уйдет за 700 тысяч рублей максимум.
Отвечает начальник отдела камерального контроля НДФЛ и СВ №2 УФНС России по Чувашской Республике Ирина Федорова.
Сумма, указанная в договоре купли-продажи, влияет на уплату налога, если недвижимость была в собственности менее установленного законом срока. Сделка, совершенная до одного миллиона рублей, налогом не облагается. Таким образом, если вы продадите дом за 700 тысяч рублей, то вам не нужно будет уплачивать налог и подавать декларацию в налоговую службу.
Но если договор купли-продажи дома будет составлен на сумму меньше кадастровой стоимости дома, то в целях налогообложения доходы налогоплательщика от продажи этого объекта недвижимого имущества принимаются равными умноженной на понижающий коэффициент 0,7 соответствующей кадастровой стоимости этого объекта недвижимого имущества.
Факт трудоустройства не является основанием для прекращения или приостановления выплаты пенсии по потере кормильца. Вы ее продолжите получать в полном размере. Если же к пенсии по потере кормильца выплачивается ФСД (федеральная социальная доплата), то в период осуществления Вами трудовой деятельности она приостанавливается, а когда завершите летнюю работу, будет возобновлена автоматически. Выплата ФСД не прекращается в том случае, если на летнюю подработку направляет служба занятости населения.
Информировать СФР необходимо, если студент осуществляет уход за престарелым гражданином, достигшим возраста 80 лет, ребенком-инвалидом (не своим) или инвалидом 1 группы. Компенсационная выплата за уход в период трудоустройства не выплачивается. О факте устройства на работу учащийся должен оперативно сообщить в Отделение Социального фонда России по Чувашии, обратившись в клиентскую службу по месту жительства, либо отправив электронное сообщение через сайт СФР. После завершения трудовой деятельности для возобновления выплаты по уходу нужно подать новое заявление.
Консультацию можно получить по телефону единого контакт-центра 8 800 100 00 01.
Отвечает руководитель Управления Росреестра по Чувашской Республике Екатерина Карпеева.
«Сайт Росреестра rosreestr.gov.ru перешел на российские сертификаты безопасности. Поэтому некоторые жители нашей страны столкнулись с тем, что не могут открыть сайт. У многих из них просто не установлен «Яндекс. Браузер» или «Атом», или не обновлены программы. Я сама столкнулась с такой же проблемой, но исправить ситуацию мне удалось очень легко. Я просто обновила свой Яндекс на телефоне, и сайт Росреестра стал открываться как и прежде.
Поэтому для получения защищённого доступа ко всем сайтам и онлайн-сервисам рекомендую использовать браузеры с поддержкой российских сертификатов: «Яндекс. Браузер» или «Атом». Установить их можно через Портал Госуслуг. Там есть подробная инструкция, в том числе и по установке сертификатов.
Большинство сайтов в рунете уже перешли на российские сертификаты, например, Сбербанк, поэтому пользователям всё равно придётся выбирать: установить корневой сертификат или использовать «Яндекс.Браузер». Все эти меры направлены на то, чтобы гарантировать пользователем бесперебойный и безопасный доступ».
Отвечает начальник отдела регистрации земельных участков Управления Росреестра по Чувашской Республике Наталья Павлова.
В Росреестре нет сведений о данном участке, потому что ваш отец не обращался в наш орган за регистрацией права собственности и не ставил участок на кадастровый учет.
Сейчас вы, как наследник, можете обратиться в МФЦ, чтобы поставить участок на учет. Нотариус вам должен выдать документ, который бы подтвердил, что вы являетесь наследником. Этот документ (вместе с госактом) вы подаете в МФЦ. Там же вы напишите заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
Если вам нужно получить копию постановления (решения), на основании которого выдан государственный акт, то его необходимо запросить в органе местного самоуправления, издавшего данное постановление (решение). Название администрации указано в государственном акте. Запрос в администрацию вы можете направить сами или нотариус.
После того, как вы оформите наследство, нотариус направит документы по земельному участку в Росреестр для регистрации права собственности, и уже после регистрации данные о собственнике появятся в базе ЕГРН.
Пресс-служба Управления Росреестра по Чувашской Республике
Отвечает начальник отдела регистрации прав на объекты недвижимости жилого назначения Управления Росреестра по Чувашии Эльби Николаева.
Договор дарения доли оформляется нотариально. Вам необходимо обратиться к нотариусу, чтобы он подготовил все необходимые документы и подал их на регистрацию в Росреестр. Сразу обратиться в МФЦ с договором, минуя нотариуса, вы не можете. Законом установлен нотариальный порядок отчуждения доли.
Если вы проживаете в разных регионах и не можете встретиться для оформления сделки, то нотариус в вашем городе может подготовить доверенность на близкого вам человека, который проживает в том же городе, что и ваш бывший супруг. Доверенность отправят в электронном виде тому нотариусу, который займется оформлением договора дарения.
Ваш бывший супруг должен будет заплатить налог 13% от кадастровой стоимости доли, так как дарение происходит между чужими людьми. Налог не уплачивается, когда совершается дарение между близкими родственниками.
В среднем, нотариальное оформление договора дарения в Чувашии выходит от 10 тысяч, плюс 2000 рублей за регистрацию перехода права в Росреестре. Как правило, все расходы берет на себя одаряемый.
Как рассказали нам в пресс-службе Отделения ПФР по Чувашии, материнский капитал можно направить на получение образования в любой организации на территории России. При одном условии – если образовательное учреждение имеет лицензию, дающую право на оказание образовательных услуг.
Денежные средства можно использовать не только для оплаты обучения ребёнка в школе или вузе, но и для обучения в других организациях, в том числе и в автошколе.
Для этого должны быть соблюдены следующие условия: у организации (автошколы) должна быть лицензия на образовательную деятельность, в том числе по программам дополнительного профессионального обучения; организация (автошкола) должна находиться на территории РФ; возраст ребёнка, в отношении которого используется маткапитал, на дату начала обучения не должен быть более 25 лет; ребёнок, давший право на материнский капитал, должен достичь 3-х летнего возраста.
Если все условия соблюдены, необходимо заключить договор с организацией (автошколой) в трёхстороннем порядке (организация, обладатель сертификата, ребенок). Обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда по Чувашии или подать соответствующее заявление о распоряжении средствами материнского капитала в электронном виде через Личный кабинет на сайте ПФР или на портале Госуслуг.
Оплата образовательных услуг производится путём перечисления указанной в договоре суммы на счёт организации.
Больше полезной информации об услугах и сервисах ПФР Вы можете получить, подписавшись на официальный телеграм-канал Пенсионного фонда России (https://t.me/pensionfond).
Пресс-служба Отделения ПФР по Чувашской Республике — Чувашии
Объявление такого содержания сейчас можно увидеть на подъездах многоквартирных домов во всех городах и населенных пунктах республики. Уже больше года органы местного самоуправления совместно с Росреестром занимаются поиском правообладателей объектов недвижимости, тех, кто не дошел до МФЦ и недооформил свое имущество в установленном порядке.
За разъяснениями мы обратились в Управление Росреестра по Чувашии, который является органом регистрации прав на объекты недвижимости. Отвечает заместитель руководителя Управления Евгений Дубов.
«В этом конкретном случае речь идет о квартире, которая перешла к Вантееву И.А. в собственность по договору передачи (приватизация). Договор с БТИ он подписал, но по какой-то причине не завершил процедуру приватизации жилья. Он не заявил о своем праве в Росреестр. Следовательно, в государственной базе данных недвижимости нет информации о том, что именно ему принадлежит конкретная квартира. Чтобы поставить точку в этом вопросе, ему необходимо с паспортом и договором передачи подойти в любой офис МФЦ и подать документы на регистрацию права. Если он приватизировал квартиру до 1998 года, то госпошлина не взимается. По закону оформление права собственности на ранее учтенные объекты недвижимости осуществляется бесплатно. Если стал владеть квартирой позже, то размер госпошлины составит 2000 рублей».
Евгений Владиславович добавил, что если в приватизации квартиры принимали участие и другие члены семьи, то в МФЦ необходимо подойти всем. Хорошо, если все родственники живы, дееспособны и могут собраться вместе, чтобы обратиться в МФЦ.
В практике Росреестра встречаются сложные ситуации, например, когда один из участников приватизации умер, и в таком случае оформить квартиру в собственность можно только через суд. Другой пример. Один из участников приватизации находится далеко и не может в ближайшее время приехать. Здесь не обойтись без оформления нотариальной доверенности с указанием конкретных полномочий. Бывает, что с течением времени утрачена связь между некогда близкими людьми, а подать заявление о регистрации права на общедолевую собственность необходимо одновременно всем участникам приватизации. Здесь сможет помочь только суд.
В Управлении Росреестра рассказали, что некоторые пожилые в силу здоровья уже не могут самостоятельно прийти в МФЦ. В этом случае им рекомендуют воспользоваться услугой выездного приема, который осуществляют специалисты Кадастровой палаты. Услуга платная. Но для инвалидов I и II групп, при предъявлении ими соответствующих документов, бесплатная. Все подробности оказания выездного приема можно уточнить по телефону (8253) 70-80-49.
Управление Росреестра настоятельно рекомендует гражданам, которые после приватизации не дошли до МФЦ, сделать это. На кону сохранность недвижимости, защита имущественных прав. Если сейчас не зарегистрировать право на квартиру, то можно столкнуться с большими трудностями, которые придется решать в суде.