Рекомендуем, как правильно выбирать ювелирные изделия
Согласно Федеральному закону от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» к ювелирным относятся изделия, изготовленные из драгоценных металлов, их сплавов, со вставками из драгоценных камней, других материалов искусственного или природного происхождения или без них, изготовленные с использованием различных видов декоративной обработки.
Они подразделяются на две группы: драгоценные металлы – золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде; драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в естественном и обработанном виде, уникальные янтарные образования. Не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней.
Особенности продажи ювелирных изделий из драгоценных металлов, в том числе дистанционным способом продажи товаров, изложены в разделе Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463.
Покупка ювелирного украшения это не только приятное, но и ответственное мероприятие. Чтобы не омрачать радость некачественным изделием, избежать мошенничества, следует отдавать предпочтение при выборе украшения специализированным магазинам.
В торговом предприятии независимо от его размера должна быть оформлена вывеска с фирменным названием, указанием юридического лица или данных индивидуального предпринимателя, время работы.
Каждое ювелирное изделие отечественного производства должно иметь оттиск государственного пробирного клейма («пробу») и так называемый Именник. Без таких отличительных знаков допускается только продажа единиц товара из серебра. На каждый ограненный бриллиант и изумруд, обязательно должны быть сертификаты.
Покупатель имеет право ознакомиться, а продавец обязан предоставить о товаре следующую информацию: сведения об установленных в Российской Федерации пробах, изображения государственных пробирных клейм, извлечения из стандартов о порядке клеймения и сертификации ограненных природных драгоценных камней.
Все изделия должны быть отсортированы по размерам и сгруппированы по их назначению – подвески, кольца, серьги, столовые приборы и другие. Каждая единица товара на своем ярлыке должна содержать следующую информацию: артикул, наименование, изготовитель, вид драгметалла, проба, масса, способ обработки, наименования вставок драгоценных камней и вставок, не относящихся к драгоценным камням, цена изделия.
Если вставка, закрепленная в ювелирном изделии, состоит из двух и более скрепленных между собой частей, из которых одна или несколько относятся к драгоценным камням, на ярлыках вместе наименования вставки должно быть указано «составной», а также наименование части/частей вставок, относящихся к драгоценным камням.
Если название природного минерала используется для обозначения вставок из искусственных материалов, на ярлыках вместе с наименованием вставок должно быть указано «синтетический (выращенный)» или «имитация».
Отдавая товар покупателю, продавец должен проверить соответствие ювелирного изделия данным, указанным на ярлыке, а для ограненных драгоценных камней — соответствие сертификату на каждый камень.
По требованию покупателя в его присутствии необходимо взвесить приобретенное ювелирное и другое изделие из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней с помощью исправных поверенных весов.
Продаваемые ювелирные изделия должны иметь потребительскую упаковку.
Ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, ограненные драгоценные камни относятся к числу непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену (п. 9 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену, утв. Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463). Следовательно, потребитель не вправе обменять или возвратить приобретенное ювелирное изделие надлежащего качества.
Однако в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, покупатель по своему выбору вправе потребовать:
заменить товар,
отремонтировать изделие за счет продавца,
вернуть товар и получить уплаченную за товар сумму.
Если же покупатель решил вернуть или обменять ювелирное изделие по иным причинам (неподходящий цвет, размер и т.д.), в этом случае ювелирный магазин имеет право отказать.
На территории РФ допускается продажа ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней дистанционным способом.
Но важно понимать, что заказанное дистанционно ювелирное изделие Потребитель вправе вернуть продавцу, если оно не подошло ему по каким-то параметрам и не нарушен товарный вид изделия, сохранены все ярлыки и пломбы (п. 22 Правил № 2463, п. 4 ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1).
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов продавца на доставку от потребителя возвращенного товара, не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
При дистанционном способе продажи товара возврат ювелирных изделий из драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, а также сертифицированных ограненных драгоценных камней надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара у продавца, и потребительская упаковка:
в любое время до его передачи;
в течение семи дней после передачи ювелирного изделия без объяснения причин;
в течение трех месяцев с момента передачи ювелирного изделия, если в момент его доставки потребителю не была предоставлена письменная информация о порядке и сроках возврата ювелирного изделия.
Если гарантийный срок на изделие составляет менее двух лет и недостатки выявились по его истечении, но в пределах двух лет, покупатель имеет право предъявить продавцу требования о возврате или замене изделия, если докажет, что недостатки возникли до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента.
Согласно ст. 476 ГК РФ продавец не отвечает за недостатки товара, которые возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.
Гарантийным случаем не является: деформация и нарушение целостности конструкции вследствие физического воздействия; изменение цвета изделия вследствие воздействия на него химических и косметических средств; разбитые вставки.