Права потребителя при приобретении товаров через интернет – магазины
Интернет-магазин - это специализированный сайт, предлагающий посетителям возможности по приобретению тех или иных товаров и услуг, т.е. это такой же магазин, только работающий в удаленном режиме.
При покупке товаров через интернет, следует отметить, что деятельность интернет-магазинов регламентируется статьей 26.1 федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» и Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными постановлением Правительства от 27.09.2007 г. №612.
Покупатель не имеет возможности потрогать и осмотреть со всех сторон нужную ему вещь, и поэтому он вынужден опираться на те характеристики, которые представлены на сайте продавца и в каталоге интернет-магазина. Продавцом до заключения договора должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном фирменном наименовании (наименовании) продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
Информация о порядке и сроках возврата товара потребителем должна содержать: адрес (место нахождения) продавца, по которому осуществляется возврат товара; режим работы продавца; максимальный срок, в течение которого товар может быть возвращен продавцу или минимально установленный срок (7 дней); предупреждение о необходимости сохранения товарного вида, потребительских свойств товара надлежащего качества до возврата его продавцу, а также документов подтверждающих заключение договора; срок и порядок возврата суммы уплаченной покупателем за товар.
Если товар не обладает необходимыми покупателю свойствами, у покупателя есть право отказаться от товара интернет-магазина до момента доставки, либо в течение семи дней после передачи ему товара. При этом товар не должен иметь следов использования, должны быть сохранены его товарный вид, упаковка, ярлыки пломбы, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.
Необходимо отметить, что потребитель имеет право отказаться от любого товара надлежащего качества приобретенного в интернет-магазине, за исключением товаров имеющие индивидуально-определенные свойства, произведенных под заказ данного покупателя.
В момент доставки, покупателю вместе с товаром должна быть предоставлена информация о товаре (на русском языке), в письменной форме о праве возврата товара.
Если в момент доставки товара потребитель не был проинформирован о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества, то он вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.
При возврате покупателем товар надлежащего качества составляются накладная или акт о возврате товара (подписывается обеими сторонами). Если продавец отказывается от составления накладной или акта, то покупатель имеет полное право требовать возврата уплаченной по договору суммы.
При отказе от товара продавец обязан вернуть всю сумму, уплаченную по договору за вычетом расходов на доставку покупателю, не позднее десяти дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования. Расходы по перечислению денежных средств, несет продавец.
Если в товаре имеются недостатки, то вне зависимости от того, как именно он куплен, через интернет или в обычном магазине действуют нормы ст. 18-24 «Закона о защите прав потребителей».
Согласно ст. 18 «Закона о защите прав потребителей» потребитель имеет право по своему усмотрению: поменять товар на другой, такой же марки; поменять товар на другой, иной марки (цена в этом случае пересчитывается); уменьшить стоимость товара, с учетом выявленных недостатков; незамедлительно устранить недостатки за счет продавца или производителя; отказаться от исполнения договора купли-продажи, вернуть товар продавцу и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. Данные требования могут быть предъявлены, если недостатки в товаре не были оговорены продавцом.
В случае обнаружения недостатков в технически сложном товаре потребитель вправе предъявить требование о замене товара либо отказаться от договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной суммы за товар в течение пятнадцати дней со дня передачи такого товара потребителю. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка; нарушение сроков устранения недостатков в товаре, установленные Законом РФ «О защите прав потребителей»; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Кроме того, покупатель может потребовать возмещения убытков возникших из-за того что товар не качественный. Если продавцом будет нарушен десятидневный срок возврата денег или уменьшения цены и возмещения убытков или иные сроки, то продавец должен выплатить неустойку за каждый день просрочки в размере одного процента цены товара.