Шемуршинский муниципальный округЧувашской Республики

Человек- легенда

Нынешний год для Шемуршинской средней школы юбилейный.  Осенью, 25 октября,  она будет  отмечать свое 175 – летие. Цикл статей: посвященный этой дате: хочу начать с Ивана Михайловича Соргина:  20 лет проработавшего в этой школе директором.  А вообще он отдал этой школе 42 года  жизни (1946-1988 гг), как только снял военную форму после возвращения с Великой Отечественной войны.

В морской тельняшке Балтийского флота  ему пришлось бороздить по волнам лихолетья шесть лет - с 1940 по 1946 год. Участвовал в боях за освобождение Ленинграда, республик Прибалтики. Демобилизовался с орденами Красной Звезды и Отечественной войны в звании старшего лейтенанта в мае 1946 года.  С сентября  начал преподавать историю в родной Шемуршинской средней  школе и заочно поступил в Казанский учительский институт на историческое  отделение. Так началась педагогическая деятельность талантливого учителя и одаренного руководителя, ставшего всеобщим любимцем воспитанников.

Каким запомнился Иван Михайлович шемуршинцам? Строгим, требовательным, в то же время добрым и обаятельным. Эти качества называют все его ученики.  «Человечный, внимательный», –  говорят коллеги.

Уроки истории Ивана Михайловича школьникам запоминались легко. Этому способствовали логичность, доступность изложения учебного материала и захватывающая, эмоциональная речь  учителя. Темы о Великой Отечественной войне дополнял воспоминаниями из фронтовой жизни. Таким образом учащиеся имели возможность  реально  представить    суровые   картины войны.

Работать директором такой большой школы было нелегко. В 60-ые годы прошлого столетия школа размещалась в десяти деревянных зданиях, включая мастерские, спортзал, интернат. Отопление было печное. Сколько дров надо было заготовить! А еще опасность возникновения пожара! Топили печи с 2 часов ночи до 5 часов утра, чтобы не было угара к приходу детей на занятия. Вот и не спал ночами директор школы, обходя деревянные строения. Новое трехэтажное кирпичное здание было построено  лишь в 1975 году.

  В годы работы директором школы  И. Соргин большое внимание уделял военно-патриотическому воспитанию учащихся. По его инициативе был создан клуб интернациональной дружбы (1968г), призванный объединять детей всех национальностей. Кидовцы под руководством неутомимой В.А. Ураховой с дружественным визитом  объездили почти всю страну  и принимали друзей из разных уголков Советского Союза. Активизировалась работа красных следопытов. Был организован поисковый отряд по сбору материалов о Герое СССР В. Урукове,  бывшем ученике Шемуршинской школы. С 1974 года начал действовать военно-патриотический клуб «Подвиг», который продолжает добрые традиции  по сей день.

Также усилилась работа педколлектива по физкультурно-спортивному направлению. Будучи ветераном войны, Иван Михайлович еще до назначения директором школы  вел стрелковый кружок, был ответственным за военно-спортивную внеклассную работу. Теперь школа буквально кипела: слеты, экскурсии по местам боевой и трудовой славы Чувашии, строительство и благоустройство спортивных площадок… С приобретением спортивного инвентаря заметно возрос интерес учащихся к  спорту,  и они стали побеждать не только в районе, но и в республике.

В эти годы больших результатов добились  и в учебе. Ученики М. Ермошкина, М. Дормидонтова с республиканских олимпиад возвращались с Дипломами и принимали участие во Всероссийских олимпиадах.

С 1988 года Заслуженный учитель Чувашской Республики И.М. Соргин начал работать в районном отделе народного образования заведующим методическим кабинетом. Мне посчастливилось год поработать с ним в одной системе! Любил дисциплину и порядок во всем. Много работал по повышению методического уровня педагогов, обобщал опыт работы лучших учителей района. Особое внимание уделял организации и проведению открытых уроков – одной из форм повышения педагогического мастерства учителя. На все открытые уроки  почему-то брал меня,  и я помню, как он анализировал уроки. Всегда  и с удовольствием отмечал все положительные моменты, а о недостатках –  тактично, мягко, в рекомендательной форме. К учителю, автору урока и творцу, – предельное внимание и почтение!

Кроме прямых обязанностей, выполнял множество общественных работ: поиск  документов по историческому краеведению Шемуршинского района (часами мог рассказывать о происхождении каждого населенного пункта), сбор материалов об  участниках Великой Отечественной войны, оформление альбома о героическом пути каждого педагога - защитника Родины. Писал воспоминания. Распорядок рабочего дня  Ивана Михайловича, состоящий из десяти и более  пунктов,  был расписан по часам.

…9 Мая 1992 года. Праздничное, солнечное утро. 72-летний ветеран Великой Отечественной войны И.М. Соргин идет на торжественный митинг. Вот он не спеша  приближается к центральной площади. В  парадном синем костюме, весь в орденах и медалях. Ему то и дело приходится останавливаться: со всех сторон тянутся с поздравлениями. Он тоже искренне поздравляет всех  с Победой, отвоеванной с таким  трудом в невероятно тяжелых условиях. Наконец-то дошел до площади.  Вокруг него образуется плотная толпа  демонстрантов, не выпускающая своего  любимца. Стоит он,  высокий,  статный, улыбающийся. Ласковый майский ветерок слегка треплет его  волнистые густые волосы. Парадная форма, блеск и позвякивание  боевых наград, счастливые голубые  глаза  –  живой монумент воина-освободителя на фоне  безоблачного мирного  неба!

…Таким он и остался  в моей памяти: сияющим, излучающим свет, любовь, добро…Тот день был последним Днем Победы в его жизни…

Г.Иванова.



"Шăмăршă хыпарĕ"
15 марта 2014
11:30
Поделиться