Судьба не баловала: но жизнь удалась
Привыкли мы в дни рождения своих близких, друзей и родственников больше говорить об их ратном труде, успехах, жизни. Видимо, и мне не удастся уйти от сложившихся стереотипов. В этой заметке я постараюсь высказать слова благодарности в адрес своего отца, который для меня, моих братьев и сестры служил и служит примером для подражания и правильного поведения в обществе.
Старшему поколению досталась нелегкая доля. Не смог избежать этой участи и мой отец, Ухтияров Ильяс Илендеевич, уроженец села Трехизб-Шемурша. Участник войны, орденоносец, ветеран колхозного производства.
В действующую армию он был призван 28 августа 1941 года. Служил в комендантской роте 316-й стрелковой дивизии, которая под командованием генерал-майора И.В. Панфилова героически защищала подступы к Волоколамскому шоссе.
В одном из боев Калининской операции мой отец получил тяжелое ранение. Было повреждено плечевое сплетение и большой палец правой кисти. Это случилось 12 апреля 1942 года под г. Холм. После ранения был отправлен в медсанбат, затем на излечение в эвакогоспиталь г. Дзержинска Горьковской области. Рана была серьезной, и военно-врачебная комиссия признала его негодным к военной службе.
В послевоенные годы отец работал в колхозе "Правда" мельником, а в 70-е годы прошлого столетия строил животноводческие объекты колхоза, помогал односельчанам в строительстве. Говорят в деревне, нет ни одного хозяйства, где бы мой отец не приложил свои умелые руки в строительство жилых домов и надворных построек, будь-то баня или хлев для домашних животных.
Хлебнул он сполна и горечь "раскулачивания", когда молодая советская власть бросила на самовыживание четверых несовершеннолетних детей. Остался он один с тремя несмышленышами. Ему было 17 лет, а младшей сестре - 10. Родителей погнали по этапу ссыльных, жили в сырой землянке, но не бросили малолетних детей на произвол судьбы сердобольные односельчане: кто-то приносил молоко, кто-то - кашу и хлеб. Рассказывают, когда сельские активисты по указанию "сверху" конфисковали ветряную мельницу, построенную по чувашскому обычаю "ниме", большинство односельчан на сходе граждан проголосовали против выселения его родителей - Илендея и Незихву - из села. Но "местная власть" не прислушалась к голосу народа. Их сослали на Урал…
Что удивительно, отец, несмотря на перенесенные страдания и муки, несправедливость, сумел с нашей мамой воспитать 5 сыновей и одну дочь. Кроме старшей сестры Лизы, все мы получили высшее образование. Видимо, то, что было недоступно родителям, они постарались дать нам. В разговоре они всегда говорили: "+ын пулёр" (будьте людьми и полезными людям). Их завет мы свято выполняли и осуществляем по сей день. Учил нас отец с малых лет к труду: столярничать, плотничать, вести домашнее хозяйство, ухаживать за пчелами, помогать матери. Уважение старших и помощь нуждающимся - это наше кредо жизни, а не пустая фраза. Спасибо отцу за уроки жизни, которые нам пригодились.
Наш отец получил 4-классное образование в церковно-приходской школе. С будущим народным писателем Чувашии Николаем Ильбековым учился за одной партой все 4 года. Школьную дружбу они долго берегли.
16 октября мы поздравили отца с 98-летием. В этой дате - почти история века. Все в ней есть: и хорошее, и трагическое, но больше всего приятных и добрых событий и воспоминаний.
Пожедлаем ему дальнейших счастливых дней в старости, любви и уважения. В этом ему никто не отказывает. Любят его дети, невестки, внуки и правнуки. В семье младшего сына Виталия и его жены Людмилы отца всегда окружают заботой и вниманием. Мы волею судьбы живем в другой местности, но твердо знаем: наш отец всегда чист и опрятен, сыт и ухожен.
Я стараюсь чаще встречаться со своим отцом. Он соавтор моей книги "Родимый край, село родное", вышедшей в свет в 1996 году. В беседе он часто повторяет: "Судьба меня не баловала, но жизнь удалась".
Что ж, пусть будет так. Многие лета ветерану войны и труда, живому свидетелю истории нашей Родины.