11:37 Как живешь, Учитель-песионер?
Учитель… Какой глубокий смысл вложен в само слово - учить, наставлять, передавать лучшее, что веками накоплено народом.
Сегодняшний учитель несет знания детям в типовом кирпичном здании, в просторном кабинете с современным учебным оборудованием. Его рабочий стол занимает компьютер; классной доской служит экран, куда проецируется учебный материал через проектор, или просто интерактивная доска. В шкафу рядом с учебно-наглядным материалом - стопки электронных учебников и пособий, вместо книг для дополнительных занятий - адреса цифровых образовательных ресурсов, которые можно найти в Интернете.
А как было вчера? Скажем, лет 50 тому назад? Каждый ли читатель этой статьи может представить такую картину: школа – деревянная, отопление - печное, освещение с помощью керосиновых ламп. Все оборудование учителя: учебник, доска, мел, указка… Было трудное послевоенное время. Есть в районе немало учителей, которые и в таких условиях работали вдохновенно, с полной отдачей сил и энергии. Они были уверены: от качества образования зависит процесс восстановления разрушенного войной хозяйства и благосостояние народа. Ведь для этого стране нужны отличные специалисты, преданные партии и народу. И они старались, вдохновляя школьников на добрые дела во имя Родины.
Слово тем, кто был свидетелем военных сражений за освобождение страны и детям войны, выбравшим профессию учителя и свято выполнившим свой гражданский долг перед обществом.
В ходе беседы я пыталась узнать: как и чем живет ветеран педагогического труда, интересуют ли его нынешние школьные проблемы, с каким настроением встречает свой профессиональный праздник?
Гармонщиков Александр Иванович, 85 лет, участник Великой Отечественной войны, педагогический стаж работы 34 года, из них 32 года работал директором Бичурга-Баишевской средней школы. «Заслуженный учитель Чувашской АССР»
- Живу с семьей дочери, помаленьку помогаю по хозяйству. Интересуюсь всем, что происходит в стране: читаю газеты, смотрю по телевизору «Новости» и «Время». Постоянно бываю в школе – всегда получаю приглашение на Первое сентября и на Последний звонок. По приглашению детей в мае месяце перед Днем Победы участвую на классных часах. Я им рассказываю о боевых сражениях за освобождение страны. В школе имеется музей, которым до сих пор руковожу сам, туда часто заглядываю. Выпущена моя книга «Школьный музей», но я дальше продолжаю искать материал о каждом, кто ушел воевать с территории Б-Баишевского сельского совета. День Учителя для меня самый светлый праздник, я горжусь своей профессией. Желаю всем учителям здоровья, не переставать совершенствовать свое педагогическое мастерство, чтобы сельский школьник ни в чем не отставал от городского!
Яковлев Харитон Константинович, 73 года, педагогический стаж работы 40 лет, из них 16 лет работал директором Большебуяновской средней школы. «Отличник народного просвещения РСФСР»
- Начал учительствовать в Баскакской семилетней школе без образования. Преподавал все предметы, кроме рисования, пения и немецкого языка. Полюбил школу и решил получить педагогическое высшее образование. Став учителем истории и русского языка и литературы, вернулся в родную школу и с тех пор живу школой. Меня волнует все, что связано со школой. Мы в семье часто обсуждаем проблемы школы: ведь наша семья педагогическая - моя супруга Елизавета Яковлевна всю жизнь преподавала математику, два сына имеют диплом педагога и тоже преподавали, дочь - учитель начальных классов, зять - педагог - возглавляет детско-юношескую спортивную школу, две снохи тоже преподают в школе. А еще сколько внуков- школьников? Из 17 только один является студентом, остальные ходят в школу или собираются идти в школу. В газетах внимательно прочитываю статьи о школьных реформах и переживаю за судьбу малокомплектных школ. Ведь учитель на селе всегда был главной фигурой, к нему ходили за разъяснениями всяких событий, происходящих в стране и за рубежом. По поводу всего ходили к учителю советоваться. Как будут жить деревни без школы?
Люблю бывать в родной школе, которая была построена в годы работы моего директорства. С годами все уютней становится. Меня приглашают на все торжественные линейки, откуда каждый раз возвращаюсь с огромной охапкой цветов. Значит, помнят и уважают. По дороге всегда останавливаются машины, и меня подвозят даже те, кого я и не учил и не знаю. Нет никаких упреков в адрес молодого поколения. С ними надо уметь работать. Без нотаций, без наставлений. Личный пример учителя или старшего сам воспитывает. Лично меня подрастающее поколение только радует. Я это испытываю и в своей деревне, и в общении с детьми и внуками. Спасибо коллективу Большебуяновской школы за внимательность к пенсионерам. И всех педагогов с Днем Учителя – с моим самым любимым праздником!
Смирнова Надежда Петровна, 78 лет, педагогический стаж 35 лет, преподавала русский язык и литературу в Шемуршинской средней школе. «Заслуженный учитель Чувашской АССР»
- Живу детьми, людьми, учениками. Чувствую себя учителем по сей день – ко мне приходят дети готовиться к урокам со всей нашей улицы. Мы учим стихи, читаем рассказы, решаем примеры. С детьми повзрослее беседую о жизни, обсуждаем всякие жизненные ситуации, пытаясь учить принимать и сторону собеседника, и тактично отстаивать свою позицию. Это очень важный момент: признавать свои ошибки и сохранить право голоса другого. Но я никогда не читаю морали на эту тему, мы в ходе беседы только анализируем поступки и высказываемся на равных. Какие отношения со школой? - Замечательные. Меня приглашают на все праздники и юбилеи. На каждый мой день рождения приходит полно народу: соседи, коллеги по работе, бывшие ученики…Море цветов. Приходят поздравлять без приглашения. Я счастлива.
Вечерами люблю читать. Особенно классику. Уже который раз перечитываю классическую литературу – опять возвращаюсь через некоторое время. Такая художественность в этих произведениях, такой слог, сочный язык, красота русского литературного языка! А днем у меня огород, хозяйство. Ни разу в жизни не пользовалась никакими ядохимикатами даже против колорадского жука. Пока со всеми бытовыми проблемами справляюсь сама, но у меня такие добрые соседи - не позволяют работать в одиночку. Спасибо всем, кто обо мне помнит, поддерживает в трудную минуту!
Захарова Лидия Романовна, 69 лет, 38 лет преподавала биологию и географию в Шемуршинской средней школе. «Старший учитель»
Почти все мое время занимают сад и огород. Занимаюсь семеноводством. Кое-какая живность имеется. Проблемами школы интересуюсь всегда. У меня оба сына имеют диплом педагога, преподавали. Сноха с внучкой преподают иностранный язык в Чебоксарах. Мои братья и сестры - учителя. До сих пор не могу привыкнуть к слову «пенсионер» - во сне все спешу в школу, но все время опаздываю, хотя в жизни такого со мной никогда не было. Как увижу бегущих в школу детей, так сердце и затрепещет, рвется в школу. Я ведь с детства мечтала стать учителем и работала в школе с детьми с удовольствием. Из числа моих воспитанников много врачей, фармацевтов, учителей химии и биологии. Я горжусь ими. Ну и теперь стараюсь не отставать от жизни – вместе с внучкой Женей ставим опыты, пишем проекты. Я была одним из ее научных руководителей.
Поздравляя всех учителей, хочу посоветовать работать индивидуально как с сильными, так и с отстающими. Не жалейте на это сил и времени, ведь не у всех одинаковые возможности. Наберите терпения, а успех вас обязательно порадует!
Симурзина Мария Александровна, учитель начальных классов Чукальской средней школы, 67 лет, педагогический стаж 36 лет, «Старший учитель»
Я с детства мечтала стать учителем, поэтому нашла счастье именно в школе. И сейчас чувствую себя учителем. Внуков готовлю к школе сама: учу читать, писать, рассказываю о явлениях природы. После уроков опять же занимаюсь с ними по выполнению домашних заданий. Люблю свою работу, лучше профессии учителя ничего на свете и быть не может. Часто бываю в своей родной школе, не только по приглашению. Бываю на уроках внука-третьеклассника, ведь они занимаются по нетрадиционной программе – по развивающему обучению Л.Занкова. Мне тоже хочется ее освоить. Но меня очень волнует объединенные уроки в начальных классах. Как трудно преподавать учителю в двух классах одновременно! А любимые занятия те же – выращиваю цветы, занимаюсь рукоделием. Мне так нравится передавать тепло своих рук внукам и детям через вязаные вещи!
Минеева Роза Сергеевна, 64 года, 38 лет преподавала химию в Трехбалтаевской средней школе, «Заслуженный учитель Чувашской АССР»
Я еще не считаю себя пенсионером: я часто бываю в школе, общаюсь с учащимися, с учителями, постоянно принимаю участие в различных мероприятиях в качестве члена жюри. С Сандркиной С. Р. – заместителем директора по воспитательной работе - обсуждаем и утверждаем конкурсы, турниры. Я в школе как член педагогического коллектива, поэтому не чувствую себя пенсионером. Ни одно школьное мероприятие без моего участия не проходит, я за это очень благодарна Светлане Ревовне. Ученики со мной всегда здороваются, поздравляют со всеми праздниками. И я живу их интересами и проблемами. Вот бы им иметь свой актовый зал, чтоб не бегали проводить мероприятия в сельский Дом культуры. Об этом лично сама хочу попросить Быкова Н.Н., не поможет ли оборудовать актовый зал в своей родной школе? Чем занимаюсь дома? Все тем же: садом, огородом, животными. И за работой всегда пою - знаю все песни из репертуара Л.Зыкиной и В. Толкуновой. А все мысли, воспоминания, конечно, о школе. Каких талантливых детей мы выпускали, сколько заслуженных артистов воспитала школа! И дети благодарны, столько поздравлений я получаю по случаю праздников! Спасибо Фадееву В.П. за внимание ко мне, я очень дорожу его поздравительными открытками . С праздникам, учителя!
Методист Г.Н.Иванова