Шемуршинский муниципальный округЧувашской Республики

Выступление Игнатьевой Н.Г. начальника отдела образования, молодежной политики и культуры

ДОКЛАД

«К качеству знаний через инновационное образование»

 

Уважаемые коллеги и гости конференции!

Сегодня наша очередная встреча накануне нового учебного года,

            .

          Подводя итоги 2007-2008 учебного года, следует отметить, что в своей работе мы опирались на основополагающие документы Правительства Российской Федерации,  законы в области образования и молодёжной политики и  республиканские правовые акты.         Самым актуальным и значимым на сегодня является Стратегия развития образования в Чувашской Республике до 2040 года, утвержденная Указом Президента ЧР Николая Васильевича  Федорова от 21 марта 2008 года. Как отметили республиканские и федеральные средства массовой информации, это первый в России опыт моделирования образовательной политики региона на столь длительный срок. Министр образования и молодежной политики  Галина  Петровна Чернова назвала Стратегию  логическим продолжением программы «Новая школа». Акцент в Стратегии сделан на развитие индекса человеческого потенциала, на обеспечение опережающего развития, создание системы качественного непрерывного образования.

                                

          Как следствие этого процесса в последние 2 года в районе начали разворачиваться работы по созданию структур оценки системы качества образования: создан центр мониторинга и развития образования, действует центр диагностики и консультирования. Оценка качества образования сегодня осуществляется на основании утвержденного Положения, распространяющегося на все образовательные учреждения района, имеющие государственную аккредитацию и реализующие общеобразовательные программы в соответствии с государственными образовательными стандартами.

            Оценка качества образования осуществляется посредством участия организационных структур управления:  центров мониторинга и развития образования, диагностики и консультирования, специалистами отдела, методической службой, администрациями образовательных учреждений, экспертами независимых гражданских институтов, членами управляющих и попечительских советов.

 В рамках системы оценки качества образования в районе проводится лицензирование и аккредитация образовательных учреждений, аттестация  педагогических и руководящих кадров, распределение стимулирующей части фонда оплаты труда педагогических и руководящих работников, оценка результатов деятельности школ, мониторинговые исследования функциональной грамотности и здоровья учащихся района, информирование внешних пользователей информацией о состоянии и развитии образования, социологические опросы, тестирование участников образовательного процесса.

Система оценки качества образования предусматривает также независимую внешнюю оценку при итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов. С этой целью в этом году  по новой процедуре прошла  государственная аттестации за курс основного общего образования, которую проводила  муниципальная экзаменационная комиссия на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Шемуршинская средняя общеобразовательная школа».  Из 169 выпускников 9-х классов, принявших участие на экзаменах, по математике 73%, из 168 выпускников по русскому языку -70%  справились на «4» и «5»;   по чувашскому языку - из 72 учащихся 67 % получили хорошие оценки. Достаточно хорошие знания показали учащиеся по физике и биологии, где  100%  и 90% выпускников соответственно получили хорошие и отличные оценки .

         Государственная итоговая  аттестация учащихся 11-х классов проходила как в традиционной форме, так и в форме единого государственного экзамена, который проводился по следующим  предметам: математика и русский язык (обязательные), по выбору – обществознание, история, биология, химия, география, английский, немецкий, французский языки и  впервые в этом году по информатике. Отметим, что в этом году ЕГЭ перестал быть экспериментом, впервые его сдавали выпускники школ всей России, а также те, кто закончил школу ранее и желает поступить в вузы по результатам единого госэкзамена. Свои знания по системе ЕГЭ проверили 233 выпускника школ района,  53,64% из них сдали  по 3 и более  предметам. Доля выпускников,  успешно сдавших экзамены, составляет 98,44%, а получивших «4» и «5»-46,69%.По сравнению с прошлым годом улучшился  с 51% до 68 % доля выпускников, сдавших на «4» и «5» по математике. Намного улучшились результаты ЕГЭ по истории и географии, средний балл по этим предметам по 5 балльной шкале составил 4,6 и 5 соответственно (в прошлом году 3 и  2).   На уровне прошлого года остались результаты по химии, биологии, физике. По информатике средний балл по 100 балльной шкале по предмету составил 56,8; из 8 учащихся, принявших участие на экзамене 62,5 %сдали на «4» и «5».Лучшие знания показали по результатам всех ЕГЭ  выпускники МОУ «Шемуршинская сош». В  следующем учебном году единый государственный экзамен планируется проводить уже по всем предметам.

         Медалями были отмечены успехи в учёбе 12 выпускников (в том числе 1 – золотая медаль). Поступлением в вузы они  подтвердили высокий уровень своих знаний. Самыми востребованными у медалистов стали факультеты юридический и  экономический Госуниверситета.

         В целом в прошедшем учебном году увеличилось качество знаний учащихся и в остальных учебных параллелях: я имею в виду 4-8 и 10 классы.      Проводимые мониторинговые исследования показывают, что в целом динамика уровня функциональной грамотности учащихся школ района положительно возрастает. Изучение уровня обученности учащихся 10-х профильных классов в ряде школ района  по математике и русскому языку показало, что общий уровень обученности учащихся соответствует среднему уровню.

        Все это  дает возможность говорить о росте профессиональной компетентности педагогов и возрастании эффективности использования новых образовательных технологий. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности.

     Независимая оценка позволяет выявлять «проблемные зоны»  деятельности школ и каждого учителя района. С 15%. до 18,4 %  по сравнению с прошлым годом увеличилось количество выпускников, не справившихся с контрольно измерительными заданиями на ЕГЭ по русскому языку. Второй год слабый результат показывают выпускники МОУ «Бичурга-Баишевская СОШ» (из 44 выпускников не справилось 15, что составляет 34%). Низкое качество знаний показали выпускники  МОУ «Чепкас-Никольская СОШ» (из 25 не справились 7).В рейтинге результативности ЕГЭ по всем предметам на последнем месте МОУ «Чепкас-Никольская СОШ», средний балл по всем предметам составляет 42,4 при общерайонном показателе 50,74.   По сравнению с другими районами наши дети  показывают наименьшую активность в выборе предмета в качестве экзамена  в форме ЕГЭ по физике, химии и биологии. Нельзя не отметить низкий процент учащихся, сдавших 3 и более предмета в Бичурга-Баишевской, Трехбалтаевской, Чепкас-Никольской средних школах. И здесь причина, я думаю, кроется не в предмете, а в психологическом настрое учителей-предметников, и соответственно детей и родителей.

         Отмечая в целом определенные результаты в развитии системы качественного непрерывного образования,   следует признать наличие ряда проблем, обусловленных как внешними факторами,  так и внутренними особенностями современного этапа:

До сегодняшнего дня в качестве основного образовательного результата школы на технологическом уровне остаются знания, умения и навыки учащихся. Школьники, имея хорошие предметные знания, не могут осмысленно и эффективно применять их в нестандартной учебной и жизненной ситуации. Школа крайне медленно переходит к образованию, ориентированному на компетентностный подход.

Администрациям школ района необходимо развивать инновационные формы получения образования (экстернат, семейное образование, самообразование, дистанционное обучение и др.). и в полной мере использовать потенциал школ, на сегодня они не являются круглогодичными образовательно-информационными центрами для всего населения.

        Одно из важнейших нововведений, давший серьезный импульс в переходе от рассуждений о новом качестве образования к практической работе – введение новой системы оплаты труда, предусматривающей стимулирующую часть фонда оплаты труда. Ведь стимулирующая часть должна распределяться с участием органа общественного управления именно по результатам труда с учетом его качества. Во всех школах на основе примерных критериев и показателей  разработаны и приняты положения о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работников. В результате зависимость величины заработной платы учителя от качества и результативности его труда становится реальностью. В сознании педагогических работников и руководителей формируется понимание, что  уровень заработной платы теперь действительно зависит от их собственных усилий и результатов труда. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда происходит с участием общественности, что делает школьные советы управляющими на деле.

       Задача обеспечения современного качества образования обусловливает новые подходы в области кадровой политики. Появление  новых целей и ценностей в образовании предъявляет особые требования к  личности и деятельности педагога. Сегодня в системе дошкольного и школьного образования района работают более 360 педагогических и руководящих кадров, в том числе в школах  243   учителя, из них 90 процентов с высшим образованием, остальные – 10 с неполным высшим и со средним специальным (это в основном учителя начальных классов). В среднем 1 учитель приходится  на 7,7 учащихся (отметим, что показатель по России – 13,5 учащихся на 1 педагога, по республике -9).

         В последние годы в районе активно стал формироваться современный корпус педагогов и управленцев,  внедряющих в учебный процесс инновационные образовательные технологии. Шире используется в массовой практике опыт лидеров. Об этом свидетельствует активное участие педагогов и образовательных учреждений в реализации приоритетного национального проекта «Образование». В 2007–2008 учебном году в конкурсных процедурах участвовало 4 (66%) средних школ  и  учителей. Государственную поддержку из федерального бюджета размером в 1 млн. рублей получила  МОУ «Бичурга-Баишевская СОШ»  и  учитель начальных классов МОУ «Большебуяновская СОШ» Ендиерова Ирина Ивановна стала обладателем Гранта Президента России в рамках Приоритетного национального проекта «Образование».  Учителя физики Сарандаева В.Н «Чукальская ООШ» и Исмагилов Ш.Ш (Чепкас-Никольская СОШ) стали дипломантами 19 республиканского методического фестиваля уроков физики. Руководитель кружка  МОУ «Шемуршинская СОШ» Шамеева М.А. заняла 3 место на Всероссийсом конкурсе авторских программ. Иванова Н.Г. – учитель математики МОУ «Шемуршинская СОШ» стала лауреатом республиканского конкурса на лучший учебный проект среди выпускников программы Интел «Обучение для будущего». В прошедшем учебном году,   участвуя на   республиканских конкурсах  грантов, МОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ» выиграла 25 тыс. рублей в номинации «Разработка моделей проектов по обновлению воспитательной деятельности образовательных учреждений», МОУ «Бичурга-Баишевская СОШ» -25 тыс. рублей в номинации «Грантовая поддержка республиканских экспериментальных площадок по раннему изучению информатики в общеобразовательных учреждений», МОУ «Чукальская ООШ» в номинации «Поддержка инновационных проектов организации каникулярного времени детей, ориентированных на непрерывный процесс творческого развития, через реализацию дополнительных образовательных программ, создание профильных смен, отрядов»- 30 тысяч рублей.

     Однако важно отметить, что конкурс – это не просто констатация фактов участия и побед: это еще и начало большой и серьезной работы. И радует, что педагоги района понимают ее важность. Конкурс позволяет педагогическим коллективам еще раз проанализировать свою работу, получить ее внешнюю независимую оценку, определить «болевые точки».  Кроме того, что особенно отрадно, подготовка к конкурсу и участие в  нем позволяет объединить усилия всех субъектов образовательного процесса: руководителей школы, педагогов, учащихся, их родителей – в определении путей дальнейшего развития образовательного учреждения.

     В целях объективной оценки реальных достижений и качества работы педагогов, систематизации роста его профессиональной квалификации в школах района введено портфолио учителя. Оно позволяет более 70 % учителей презентовать свои достижения, умения и направления деятельности, выходя за рамки специальности и предмета преподавания, помогает планировать, отслеживать корректировать образовательную траекторию, является основанием для аттестации педагогических работников в условиях модернизации системы аттестации педагогических и руководящих работников школ. В прошедшем году была введена новая процедура аттестации: учителя сдавали экзамены на определение предметной компетентности в форме ЕГЭ, проходили тестирование на ИКТ-компетенцию, в ходе которой проверяется умение создавать и использовать цифровые образовательные ресурсы. По такой процедуре прошли аттестацию    103 педагогических и руководящих работника. Квалификационные  испытания успешно прошли 99 % педагогов от числа подавших заявление. Представляется важным и то, что по сравнению с предыдущими годами увеличилось число педагогов, прошедших аттестацию на высшую категорию. Как правило, количество высококвалифицированных кадров ежегодно растет в ресурсных центрах (Шемуршинская СОШ,  Трехбалтаевская  СОШ, Бичурга-Баишевская СОШ), а также в Чукальской основной  школе. В то же время нет ни одного  учителя высшей категории в  Чепкас-Никольской СОШ, Трехизб-Шемуршинской ООШ . Думаю, есть над  чем  работать и руководителям, и учителям этих школ, т.к. надо понимать что оплата труда  педагогов зависит от их квалификационной категории.  Вместе с тем, анализ результатов аттестации педагогических и руководящих работников района выявил  следующие проблемы:

-в дошкольных образовательных учреждениях низкий процент педагогов и руководителей, аттестованных на первую и совсем нет на высшую квалификационную категорию;

-необходимо создать оптимальные условия, обеспечивающие развитие профессионализма педагогических работников  и систему мониторинга деятельности педагога в межаттестационный период.

          По вопросу обновления педагогических кадров, надо заметить, что, к сожалению, в настоящее время при фактическом отсутствии вакансий в школах идет процесс старения педагогических кадров. На сегодня доля учителей со стажем работы до двух лет, от общей численности учителей составляет по району 3,7 процента (по Чувашской Республике  – 2 процента), доля учителей,  достигших пенсионного возраста, составила 3,7 процентов (по Чувашской Республике – 9 процентов.).

       Управление качеством образования неразрывно связано и с вопросами развития сети образовательных учреждений. «Точками роста» в этом стали 3 базовые школы, которые обеспечены достаточно квалифицированными кадрами, в них создана современная учебно-материальная, лабораторно-технологическая и спортивная база. Широкое развитие получило сетевое взаимодействие базовых школ с образовательными учреждениями в организации профильного обучения, направленного на реализацию индивидуальных образовательных запросов, интересов и потребностей старшеклассников, профильного обучения.

        С 1 сентября 2006 года введено профильное обучение в 10-х  классах школ района. В прошедшем учебном году учащиеся 10 и  11 классов занимались по 9  профильным направлениям: они знакомились с рынком труда, проходили тестирование на выявление профессиональных интересов и способностей, углубленно изучали предметы, необходимые для получения будущей профессии. Учащиеся Чепкас-Никольской, Карабай-Шемуршинской, Большебуяновской средних школ по программам предпрофессиональной подготовки получили профессии повара, оператора ПЭВМ, тракториста. Анализ показывает, что в текущем году по сравнению с прошлым годом гуманитарные профили уступают место  физико-математическому, химико-биологическму, информационно-технологичекому профилю т.е. около 65% учащихся свою будущую профессиональную деятельность связывают с реальной экономикой. Это показывает, что интересы учащихся, пожелания родителей начинают совпадать с запросами рынка, общества.

        В Концепции профильного обучения подчеркивается,  что учитель профильной школы обязан быть специалистом высокого уровня, соответствующим профилю и специализации своей деятельности. В связи с этим руководству школ района необходимо более ответственно подходить к распределению часов в профильных классах.

          Одной из проблем сегодня является   средняя  наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях района.  В прошедшем году в учреждениях района этот показатель  составил 17,03   учащихся, на начало нового учебного года -16,9 , по требованиям КПМО он должен быть не ниже 19, что вызывает необходимость дальнейшего продолжения реструктуризации школ.

             В районе сформирована система развития одаренных и талантливых детей. В целях обеспечения условий для реализации инновационного потенциала детей и молодёжи района в рамках приоритетного национального проекта "Образование" учреждена специальная стипендия главы Шемуршинского района для учащейся молодежи за особую творческую устремленность. Эту стипендию в размере 200 рублей получали 12 учащихся школ района. Ученик МОУ «Шемуршинская СОШ» Хафизов Анатолий стал именным стипендиатом Президента Чувашской Республики.  Денежные премии получили  победители районного конкурса «Ученик года» учащиеся МОУ «Шемуршинская СОШ» Алимова Лилия. Кудрявцев Кирилл  и ученик МОУ «Трехбалтаевская СОШ» Габитова Лилия. Ежегодно представителям учащейся и работающей молодежи приказом отдела образования объявляется благодарность за активное участие в развитии молодежного движения в районе с вручением ценных призов.

           Ежегодно растет число участников олимпиад на школьном, муниципальном и республиканском уровнях. В прошедшем учебном году прошли  районные олимпиады по 22 предметам, интеллектуальная игра для младших школьников, научно практическая конференция «Наука. Творчество. Развитие.», 42 учащихся стали участниками республиканских олимпиад и заняли 4 призовых места: по обществознанию ученица 9 класса МОУ «Шемуршинская СОШ» заняла 3 место, 3 ученика МОУ «Трехбалтаевская СОШ» - по татарскому языку и литературе. Среди них - ученица 10 класса Билалова Гельнара, ставшая призерем Всероссийской олимпиады по татарскому языку и литературе.(учительница Емдиханова А.М.) Победителями республиканской конференции «Эксельсиор» стали 7 учащихся: двое из МОУ «Чукальская СОШ», два -из  МОУ «Шемуршинская СОШ» , 3 ученика из МОУ «Чепкас Никольская СОШ».

Третье призовое место заняли две  ученицы Шемуршинской СОШ  на республиканском фестивале национальной культуры « Искорка дружбы».  Увеличилось количество детей, принимающих участие в международных играх-конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок», «Чувашская ласточка», «Английский бульдог». Из 136 участников международного турнира городов 24 ученика удостоились похвального отзыва победителя. Становится привычным для детей участие на дистанционных предметных олимпиадах

            Хорошие  показатели в рейтинговой таблице по результатам выступлений на районных олимпиадах показали  учащиеся Малобуяновской ООШ, Большебуяновской, Шемуршинской и Бичурга-Баишевской СОШ. Наибольшее количество победителей и призеров подготовили учителя:  Муромцева Е.Н.(учитель обществознания и права МОУ «Шемуршинская СОШ»)- 8 призеров, Семкина В.К.( учитель русского языка и литературы МОУ «Шемуршинская СОШ») и Архипова Н.Н. (учитель  биологии и экологии МОУ «Большебуяновская СОШ») – по 5 призеров, Сорокин Р.П.- (учитель физкультуры МОУ «Трехбалтаевская СОШ», Тимофеева Г.Н. (учитель биологии МОУ «Бичурга-Баишевская СОШ»), Ракипов Р.У. (учитель химии МОУ «Шемуршинская СОШ») по 4 призера.

            Вместе с тем, не показали высоких результатов учащиеся     Старочукальской ООШ, Чепкас Никольской сош. Из года в год район не может занять устойчивую позицию по призерам олимпиад на республиканском уровне.

            Администрациям школ района совместно с психологическими службами и центром диагностики и консультирования отдела образования, молодежной политики и культуры  необходимо  выработать новые механизмы работы с талантливыми детьми на основе глубокого изучения индивидуальных особенностей одаренности ребенка и грамотного определения траектории его развития.   Для системной, адресной работы с детьми нужно создать базу данных на таких учащихся, отслеживать их результаты Следует развивать практику введения индивидуальных программ сопровождения одаренных детей.

Реализация приоритетного национального проекта «Образование» и других проектов и программ в области информатизации образования способствовала значительному росту информационной культуры работников образования района.. Все школы района подключены к широкополосному каналу Интернет, обеспечиваются современным интерактивным и мультимедийным оборудованием:5 школ закуплены интерактивные доски, все образовательные учреждения получили лицензионный стандартный базовый пакет программного обеспечения.численность учащихся в расчете на 1 компьютер составляет 11( по респулике-19  ), все школы имеют собственные сайты. При МОУ «Шемуршинская СОШ» создан Межшкольный методический центр, на базе которого прошли обучение 103 педагога. Существующая база используется для организации дистанционных форм непрерывного методического и организационного сопровождения деятельности педагогов и руководителей, проведения интеллектуальных игр, олимпиад. Педагоги активно разрабатывают цифровые образовательные ресурсы, включая в этот процесс учащихся старших классов, что стимулирует их к дальнейшему овладению интернет-технологиями. Одиннадцать учителей МОУ «Бичурга-Баишевская СОШ» приняли участие в российском конкурсе по использованию ЦОР и удостоились сертификатов.

Информационные системы все настойчивее внедряются в учебный процесс и младших школьников. Если в 2006/07 году  информатика как предмет была введена в некоторых школах, то в прошедшем учебном году все учащиеся  2-4  классов изучали этот предмет.

    Вместе с тем, в данном вопросе необходимо решить ряд проблем. Постоянная нагрузка на имеющиеся компьютеры требует регулярного обслуживания,  своевременного ремонта, приобретения дополнительного оборудования и замены  устаревшего. Но имеющиеся кадры, на кого возложены обязанности инженера ИВТ, не всегда компетентны в этих вопросах. Проблемой остается и компьютерная грамотность педагогических кадров. Компьютерное тестирование при аттестации показало, что около 40 % педагогов не владеют компьютером и не могут использовать ИКТ в учебно-воспитательном процессе по требованиям сегодняшнего дня.

Становление открытого демократического и гражданского общества обусловливают необходимость освоения иностранных языков. В этих условиях в районе сделаны серьезные шаги по модернизации обучения иностранным языкам. Введено изучение иностранного языка со второго класса начальной школы, что позволяет использовать период наибольшей восприимчивости школьников к овладению иностранным языком. За последние 2 года все учащиеся 2-4 классов охвачены  изучением иностранных языков. Восстановлено непрерывное языковое образование между основной и старшей школой.

      Формирование личности, владеющей несколькими языками, относится к числу важнейших задач современного школьного образования.  в связи с этим, в каждой школе должны быть созданы условия к изучению нескольких иностранных языков. Работу по улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей осуществляет орган опеки и попечительства при отделе образования, молодежной политики и культуры. На сегодня  в районе 65 детей устроены на воспитание в семьи опекунов, усыновителей, приемных родителей. Практикуется также  новая форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей - создание приемных семей.. На сегодня в районе созданы 4 приемные семьи, охватом 14 детей, планируется создание еще 2 семей. Органу опеки и попечительства необходимо уделять особое внимание сохранению ребенка во всех возможных случаях в его родной семье.

       Воспитание обучающихся - самое важное - ключевое направление работы педагогов. В рамках реализации программы «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Шемуршинском районе» разработаны и внедряются в практику различные проекты по организации воспитательной работы. В Шемуршинской средней школе реализуется республиканский социально-значимый проект «Мы – здоровая страна»,  в рамках которого группа учащихся школы прошли обучение по проведению профилактических семинаров- тренингов по программе «Сверстник-сверстнику». В соответствии с приказом министерства образования и  молодежной политики в порядке эксперимента по апробации моделей кадетских классов   в МОУ «Трехбалтаевская СОШ», МОУ «Карабай-Шемуршинская СОШ», МОУ «Большебуяновская СОШ» развивается кадетское движение. Есть определенные успехи. Кадетский ансамбль МОУ «Трехбалтаевская СОШ» занял третье место, на 1 Республиканском георгиевском балу кадетов, на республиканском этапе всероссийского фестиваля кадетов  «Юные таланты России» кадеты этой же школы заняли 1 место. 

 Перестроена система повышения квалификации классных руководителей, ее основой стала модульная технология по актуальным проблемам развития личности в современных условиях, успешной адаптации и социализации. В прошедшем 2007/2008 учебном году 48 классных руководителей  образовательных учреждений района прошли курсовую переподготовку по  современным методикам организации воспитательной работы, которую проводил Центр духовно- нравственного и творческого развития Чувашского республиканского института образования на базе МОУ «Шемуршинская СОШ».

Сегодня имеются возможности для получения дополнительного образования не только на базе учреждений дополнительного образования как Детская юношеская спортивная школа, Школа искусств. Развитие дополнительного образования на базе образовательных учреждений позволило увеличить охват детей благодаря увеличению кружков и секций в самих школах, что дало возможность удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Всего дополнительным образованием  охвачено более  1870 учащихся (91% всех школьников.) Вся эта работа дала определенные плоды: детский образцовый ансамбль танца «Фламинго» Шемуршинской СОШ стал призером республиканского фестиваля детского и юношеского творчества «радуга искусств», на Московском международном форуме «Одаренные дети» в номинации «Хореографический» солистка коллектива Лилия Алимова удостоилась 1 места.  На республиканском фестивале воздушных змей ученик 9 класса МОУ «Чукальская ООШ» Улюков Сергей занял 3 место, Андреев Михаил, ученик этой школы, занял 3 место на республиканской научно- практической конференции «Поиск» в секции «Техническое творчество».(руководитель Еремеев А.С.) Ученица 10 класса Шемуршинской СОШ Ларионова Елена стала лауреатом Всероссийского конкурса «Космос». Ученики этой же школы петрова Аня и Кудрявцев Кирилл приняли участие во Всероссийских 9-х Молодежных Циолковских чтениях и удостоились 3 места. Во время весенних каникул Кудрявцев Кирилл был в составе республиканской делегации на Всероссийском конкурсе «Космос» в г. Москве и побывал на космодроме «Байконур».

Ежегодно в районе проводится более 20 крупных мероприятий различного уровня, в которых участвует около 97% школьников и детей дошкольного возраста. Большую роль в социализации учащихся играют детские общественные организации, создаваемые при образовательных учреждениях. В настоящее время действует 16 детских и молодежных общественных объединений, членами которых являются 98 процентов школьников.

В районе накоплен многолетний опыт организации летнего отдыха и занятости детей и подростков. Сочетание традиций и современных подходов позволило достаточно успешно решить организационные, финансовые, содержательные вопросы и проблемы в период подготовки и проведения оздоровительной кампании лета 2008 года.

Общие затраты на реализацию этой работы из местного бюджета составили 220 тысяч рублей, региональным отделением  фонда социального страхования по ЧР на эти цели выделено 364500 рублей, отделом социальной защиты населения-52920 рублей.  Всего в районе была организована работа 14 пришкольных оздоровительных с охватом 506 детей. Все лагеря были профильными.

Результатом организационных усилий и комплексного подхода к проведению оздоровительной кампании явилось увеличение контингента детей и подростков, охваченных различными формами оздоровления и занятости. Всего было оздоровлено детей1426 (в 2007г. –1410).

Учитывая итоги проведения оздоровительной кампании лета 2008 года и принимая во внимание межведомственный характер усилий по созданию условий для обеспечения юных жителей района качественным, комфортным, содержательным и безопасным отдыхом, районная оздоровительная комиссия на сезон лета 2009 года поставила следующие задачи:

    сохранить сеть и принять меры к улучшению материально-технической базы пришкольных оздоровительных лагерей;

    сохранить объем оздоровления и создать условия для наиболее полного охвата отдыхом детей и подростков, нуждающихся в особой заботе государства;

   способствовать расширению оздоровительных профильных программ для подростков.

Особая роль, в том числе и в повышении качества образования учащихся, отводится классным руководителям. Их в районе   на конец учбного года было 121 человек. Общая сумма выплат классным руководителям  составила  108536 рублей ежемесячно. Кроме того, в общеобразовательных учреждениях сохранена действующая ранее система оплаты труда  за классное руководство за счет средств  муниципального бюджета. На эти цели из местного бюджета заложено 88,2 тыс. рублей.  Как видим, выплаты за классное руководство в целом действительно существенно увеличились. Теперь администрация школы может реально спросить за качество работы с каждого.  Сегодня вам, учителям и классным руководителям, необходимо по-другому посмотреть на проблему воспитания.

             Классный руководитель является непосредственным и основным организатором воспитательной работы в конкретном классном коллективе. Несомненно, повышению престижа классного руководителя способствует конкурс «Самый классный  классный», который проводится в районе третий год. В этом учебном году в  школьном этапе конкурса приняли участие 80%  классных руководителей. Все больше становится участников районного этапа конкурса: если в 2006/2007 уч.г  приняло участие 10 классных руководителей, то в 2007/2008 уч г.- уже 25. По итогам рейтинга  в районе победителями стали Можаева Надежда Вадимовна ( МОУ «Бичурга Баишевская СОШ»),Абрамова Наталья Николаевна (МОУ «Шемуршинсская СОШ»). Они успешно представили наш район в республиканском конкурсе .

К сожалению,  при всей значимости воспитательной работы,  проводимой  в общеобразовательных  учреждениях, остаются нерешенными проблемы: наметилась тенденция к повышению преступности среди несовершеннолетних как одного из показателей оценки качества воспитательной работы. Количество преступлений, совершенных несовершеннолетними за 1 полугодие 2008 года выросло в 2 раза по сравнению с таким же периодом  2007 года. На учете в ПДН и КДН состоят 11 учащихся. В числе совершивших правонарушения учащиеся Шемуршинской, Чукальской школ.

       Также следует отметить, что слабо ведется  мониторинг уровня воспитанности каждого учащегося,  недостаточна  индивидуальная работа и отбор наиболее эффективных способов и форм воспитательной деятельности на основе введения педагогических инноваций и совершенствования воспитательных систем школ.

В районе положено начало формированию целостной системы физического воспитания школьников, включающей в рамках требований обеспечения 6-8 часовой двигательной активности  утреннюю гимнастику, урочную и внеурочную деятельность, проведение различных физкультурно-оздоровительных мероприятий. 2007/2008 г. 70%    процентов учащихся занимались в спортивной школе, кружках , секциях и др.. Введена в учебную программу школ 3 часа занятий физической культурой в неделю. Уделяется внимание проведению физкультминуток, подвижных игр. Конкурсность, состязательность, спортивный образ жизни для большинства школьников района стали реальностью.

 Ежегодно проводятся различные крупные спортивные мероприятия разного уровня. Наиболее массовым является районная  Спартакиада школьников, которая включает самые популярные и доступные виды спорта: в этом году он прошел в районе 19-й раз. Победителями стали спортивные коллективы Шемуршинской, Бичурга-Баишевской и Чепкас-Никольской средних школ.

Каждый год через ДЮСШ проходят более 300 человек, начиная с самого раннего возраста (6,8 лет) и заканчивая достижением совершеннолетия. В школе  культивируется 4 вида спорта: вольная борьба, легкая атлетика, спортивные игры, лыжи.. Больших успехов добилась футбольная команда ДЮСШ , заняв 1 место в республиканском футбольном турнире юных футболистов «Кожаный мяч», удостоилась чести представлять республику на Всероссийском соревновании среди футбольных команд сельской местности, где стала 2 призером. Средняя футбольная команда став победителем на республиканском соревновании по минифутболу, выступила в г. Нижний Новгород и заняла 5 место. Младшая футбольная команда представила республику на Всероссийском зональном турнире юных футболистов «Кожаный мяч» в г. Уфе. Третье место на финальных республиканских соревнованиях «Золотая шайба» удостоилась команда хоккеистов ДЮСШ.

Но это не значит, что все дети дружат со спортом, все мы прекрасно понимаем, что большинство детей остаются всегда в стороне. Наша задача дойти до каждого ребенка, каждой семьи, тем более, что проблема сохранения здоровья с каждым годом становится более актуальной.

В новом учебном году необходимо максимально использовать все возможности для сохранения и укрепления здоровья наших детей, шире использовать в практике индивидуальные здоровъесберегающие программы, разрабатываемые на основе диагностики физического развития ребенка, продолжить целенаправленную работу по укреплению материально- технической базы спортивных залов, площадок, особое внимание уделить созданию во всех школах  оборудованных и оснащенных в соответствии с современными требованиями медицинских кабинетов. Особое внимание уделить более эффективному использованию имеющихся спортивных сооружений, вовлечь в физкультурно-оздоровительную работу все больше детей.  

Нельзя сегодня не останавливаться и на организации горячего питания детей. Данная проблема поднята на уровне Президента Российской федерации. На сегодня у нас в школах в целом по данному вопросу сложилась достаточно  неплохая ситуация. В организованное питание вовлечено  99,6  % школьников (против 90% в 200 г.). Однако, мы не можем говорить о сбалансированном питании из-за отсутствия желания иногда и возможностей со стороны родителей обеспечить своего ребенка качественным питанием на значительно большую сумму, чем 7-9 рублей, на которые  мы сегодня организуем обеды в школьных столовых.,

Уважаемые коллеги, не секрет, что успех выпускника школы предопределяется  развитием ребенка с самого начала его обучения. В соответствии с Федеральной целевой программой развития образования в дошкольном образовании важной задачей является создание условий для обеспечения дошкольного образования и предшкольной подготовки детей 5-6 лет.

Система дошкольного образования района представлена 11 дошкольными образовательными учреждениями, 1 учреждением «начальная школа – детский сад», 2 дошкольными группами при   школах. Наработан опыт создания групп кратковременного пребывания детей в МДОУ «»Петушок» д. Ст. Чукалы, «Колосок» д. Малое Буяново, «Дружба» д. Трехбалтаево, «Улыбка» д. Большое Буяново.  МОУ «Шемуршинская СОШ» является экспериментальной площадкой по апробации модели «Организация предшкольного обучения». Это позволило вовлечь в дошкольное образование дополнительно 82 ребенка. С 2004 года отмечается значительный рост потребности населения в дошкольных образовательных услугах. Если в 2006 году детские сады посещали _57_процентов детей, то в 2007 году _62,2__процентов. Охват детей предшкольной подготовкой составляет 84%.

Однако в развитии системы дошкольного образования есть ряд проблем, требующих ускоренного решения. Главная из них – отсутствие возможности обеспечения доступности дошкольного образования для всех детей. Существующая сеть дошкольных образовательных учреждений не полностью удовлетворяет потребности населения. В настоящее время спрос на дошкольное образование и услуги превышает предложения. На 1 августа 2008 года  очередь на устройство ребенка в детский сад  составляет 36 детей в возрасте от 2 до 6 лет и 20 детей до 2 лет,  перегружены группы в имеющихся детских садах.  38 процентов детей воспитываются в домашних условиях, что требует квалифицированного социально-педагогического и психологического сопровождения семьи.

Одной из актуальных проблем остается образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Не создана система раннего педагогического сопровождения детей. Слабо развиты интеграционные формы организации дошкольного образования для тех, кто нуждается в коррекции развития.

Качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями, не в полной мере отвечают имеющимся запросам родителей. Требует дальнейшего развития преемственность связей между дошкольным и начальным звеньями образования и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, технологий и др.).

Воспитанием детей в дошкольных учреждениях района заняты 48 педагогических работника, 21процент из них имеют высшее образование (остальные – среднее профессиональное). Средний педагогический стаж дошкольных работников 18-20 лет.

Наряду с развитием положительных тенденций развития системы дошкольного образования, анализ ресурсов, положения дел позволяет сделать вывод о проблемах, которые необходимо решать.

           В районе нет ни одного дошкольного учреждения с приоритетным осуществлением образовательного процесса по какому- либо направлению, сегодня  очень слабо внедряется ИКТ  в образовательную среду дошкольных учреждений. Недостаточное материально-техническое обеспечение воспитательно-образовательного пространства ДОУ (устаревшее оборудование, игровой материал,  спортивные и игровые площадки) не способствует   продуктивной реализации Федеральной программы развития дошкольного образования. Требуют решения вопросы повышения профессионального уровня воспитателей и педагогов, разработки новых подходов взаимодействия с родительской общественностью.

               

 

          Уважаемые коллеги! Сложные задачи стоят перед нами в новом учебном году, и все это во имя того, чтобы наши дети с улыбкой и радостью приходили в детский сад, школу, были любимы и счастливы.

       Для кого-то из вас новый учебный год станет первым в профессиональной деятельности, для кого-то десятым, и т.д.     Не скупитесь на доброту, любите тех, для кого вы избрали свою профессию и вместе с ними будьте счастливы!

 



21 августа 2008
00:00
Поделиться