Шемуршинский муниципальный округЧувашской Республики

Фольклорный караван объединил 17 делегаций из деревень и сел Шемуршинского района

Фольклорный  караван объединил 17 делегаций из деревень и сел Шемуршинского района
 

            29  сентября  прошел  «Фольклорный  карнавал»,  было  представлено  17  делегаций  из  фольклорных  подворий  деревень  и  сел  Шемуршинского  района.  На  праздник  приехали  гости  из  других  районов  и  из  Театра  оперы  и  балета.  Представители  фольклорных  подворий  и  гости  прошли  колонной  по  центральной  улице  Шемурши.  Каждую  делегацию  возглавлял  фольклорный  инструктор  или  гид-экскурсовод  из  отдела  образования.  Шествие  было  ярким,  зрелищным,  запоминающимся.  У  каждой  деревни  свой  тип  одежды,  своя  манера  носить  костюм.

            Если  карабаевские  низовые  прилесные  чувашки  были  одеты  в  атласные  платья,  фартуки  и  яркие  платки,  то  трехизбинские  одели  головные  уборы  из  бабушкиных  сундуков,  которым  чуть ли  не  300  лет.  Это  тухьи  (девичьи  уборы)  и  хушпу  с  сурбанами – женские  головные  уборы.

            Самыми  старшими  по  возрасту  были  красавицы  из  Старой  Шемурши,  все   в  старинных  сурбанах,  хушпу,  они  себя  называют  «Тевет» (монисто), а  у  малобуяновских -  самая  старинная  одежда  из  домотканого  полотна,  веками  хранившаяся  в  сундуках,  одевается  только  по  большим  праздникам,  и  головные  платки  традиционно  вышитые  тоже  из  другой   эпохи (коллектив  «Ахаяс»).

            Старочукальские  представители  подворий  были  одеты  в  более  современные  платья  и  рубашки  и  назывались  «Пилеш» (рябина).

            Фольклорная  марка  большебуяновского  коллектива  «Мерчен»,  трехизбинского  «Сурпан» - эталон. Они  олицетворяют  собой  богатую  историю  обрядов  и  обычаев.

            Чепкасинский  коллектив  фольклорных  подворий  называется     «Лапти».  Жаль,  конечно,  что  они  были  без  лаптей,  но  чуваши  на  праздниках  всегда  были  в  сапожках.

            История  культуры  костюма  низовых  чуваш,  т.е.  прилесных  была  представлена  на  этом  фольклорном  караване  вживую.  Про  них,  глядя  на  это  шествие,  можно  было  сказать  «Анатри  идут» (низовые  чуваши  идут),  причем  не  в  театрализованно-стилизованных  одеждах,  а  в  самих  настоящих  старинных  и  современных.

            Слово  «ахаяс»  присуще  только  нашей  местности  - д.Андреевка,  Малое Буяново,  Трехизб-Шемурша,  Старая  и  Новая  Шемурша.  Это  своеобразный  вскрик  во  время  танца  и  руки  держат  согнутыми  в  локте  и  прижатыми,  а  у  карабаевцев  руки  внизу. Так  и  шли  они,  приплясывая,  выкрикивая:  «Ахаяс!».

             Каждая  деревня,  каждое  село – это  своя  культура,  как  и  у  каждой  усадьбы.  Они  отличались  друг  от  друга  и  в  то  же  время  у  них  было  то  неуловимо  общее,  что  делало  их  шемуршинцами.  Татарочки,  мордва,  русские,  чуваши.  Настолько  около  них  было  светло,  спокойно  и  радостно,  что  местные  непременно  улыбались. Если  не  внешне,  то  в  душе  обязательно.

            Задорная  «Умарина»  из  Верхнее-Буяново  и  семейный  ансамбль  Долговых  из  Трехбалтаево  представили  мордву.  Женщины  в  кофтах,  юбках,  фартуках  и  мужчины  с  народными  инструментами  останавливали  и  привлекали  взгляд  пышностью  форм,  заливистостью  песен.

            Частушечники  из  Русских  Чукал  и  Большебуяново  перекликались звонкоголосостью  и  ухарством.

            Фольклорный  караван – монолит,  но  в  то  же  время  дифференцированный  способ  представления  фольклорных  подворий,  где  налицо  видна  интеграция  всех  средств  народного  творчества,  будь  то  костюм,  песня,  танец,  обряды,  традиции,  промыслы, народные  инструменты. Рейтинговые  оценки  фольклорных  подворий,  позволяющие  ранжировать  эти  коллективы  по  успешности  и  достижениям,  были  здесь  неуместны.  У  каждого  подворья  есть  своя  изюминка.



05 октября 2006
00:00
Поделиться