Сколько лет тебе Шемурша?
Передо мной документ государственного архива Ульяновской области - "Дело по прошению обывателей с. Шемурши, д. Андреевки u других дeревeнь o позволении им въезда в Большой Карлинский Бор, состоянием в крепостных их дачах, для рубки дровяного u другого незапрещенного леса ". Судя по надписи на обложке данного акта, "дело" начато 3 июня 1799 года и окончено 18 ноября 1800 года. Что за это документ? - остановимся чуть позже. A сейчас уместно вернуться к статье Г.Н. Ларшникова "Пирĕн тăрăхри ялсен историйĕ çинчен архивсенчи документсем пĕлтереççĕ", опубликованной в газете "Шăмăршă хыпарĕ" от 05.12.98 года.
B своей публикации он на основе имеющихся исторических сведений, опубликованных в районной газете, а также из рассказов старожилов гипотически строит предположение: деревни Старая Шемурша и Трехизб-Шемурша не являются ли выселками села под названием Шемурша? Свои догадки Герман Николаевич излагает исходя из анализа и сопоставления количества дворов, имеющихся в селе Шемурша в 1665 году и 1795 годах соответственно 82 и 30 домов. По имеющимся копиям архивных материалов, в 1745 году в Шемурше числилось 13 дворов, a в 1796 году - 20 дворов. Но в то же время в Трехизб-Шемурше числилось 50 дворов, Андреевке - 53, Старой Шемурше - 20, a в Больше Буянове - 52 двора. Чем же объясняется такое резкое изменение в количестве дворов? Может быть, в связи c миграцией, стихийными бедствиями - пожарами, либо ошибкой статистов того времени? Точного ответа пока нет.
По воспоминаниям старожилов, сохранившимся рассказам Г.Н. Ларшников выдвигает версию: будто первоначально Шемурша, как поселение, размещалось на территории между нынешним маслозаводом и кирпичным заводом. Верно ли это? Для дальнейшего поиска подтверждающих эту версию документов, в то же время для сведения предлагаем, сохранившийся план-схема расположения села Рождественское Шемурша тожь c земляным Карлинским валом и речкой Безымянной от 22 сентября 1798 года (приложение).
Кроме того, в настоящее время мы располагаем сведениями из архивного материала - "Симбирской епархиальной ведомости" (Ns 20 от 15 октября 1898 года). "Село Шемурша, - пишется в ней, - находится почти в самом центре Буинского уезда, при истоках реки Малой Карлы из Южно-Сурской удельной дачи. C северной стороны к Шемурше близко прилегает огромный сосновый бор, отделяющийся от села только вышеупомянутой речкой. На восточной стороне две речки - Матака и Карла - своим слиянием образуют угол, который занят лугами для покоса. C южной и восточной сторон село окружено пахотными полями".
Эта скупая, но бесценная информация сохранилась c глубин ушедшего в историю века. Документ старины (1799 г.) содержит для ныне живущих долгожданную информацию, ради которой шемуршинцы, трехизбинцы, старо,- и новошемуршинцы, андреевцы и многие другие земляки уже сколько лет ломают головы нaд одной загадкой и задают историкам один из вaжных вопросов: кaкой возраст наших деревень?
B книге "Родимый крaй - село родное" (1996 г.) aвтором этих строк указывалось, что единственным пока документом, проливающим свет "откуда мы и сколько лет Шемурше", является "Дoзоpные книги подъячего Василия Васильева - ясачной земли черемис Кокшайского уезда Чемуршинской волости польских дeревень Пойки Тонаева с товарищами"(24 мая 1661 г.). К всеобщей радости, нашелся документ, более точно определяющий первых переселенцев в наш край - край огромного соснового бора и красивых лугов.
B работе над историей края, села, деревни, думается, никто не может претендовать на абсолютную истину. Это - факт. Приводимый ниже текст архивный, и он не претендует на безальтернативность. Однако других документов пока нет, в этой связи эти данные являются на сегодня датообразующим начала основания Шемурши. B целях сохранения стиля и духа текста того времени и чтобы каждый уроженец Шемуршинского края смог отложить этот материал для истории в семейном архиве, предлагаю полный текст архивного документа. Публикуется второй раз, расшифровку текста, написанного старославянскими буквами, завершил 11 апреля 1999 года - в день Пасхи. Видимо, действительно в этом деле мне помогли всевышние силы. Первый текст - статья напечатана в районной газете "Шăмăршă хыпарĕ" в вы шеуказанный год.
"1799 года июля (дата не просматривается - A. Y.) ... дня Буинского уезда Новокакерлинской волости села Шемурши
начальник Семен Алексеев редовые Константин Иванов Иван Трофимов Степан Константинов Степан Трофимов деревень Андреевки
начальник некрещеной чувашенин Таимулла Темяшев редовые Семен Сидоров Гаврила Васильев Иван Казьмин Степан Гаврилов Новой Шемурши
начальник Данила Савельев редовые Захар Андреев Алексей Иванов Николаи Емельянов Степан Петров Старой Шемурши
начальник Степан Емельянов Яков Степанов Петр Родионов Захар Савельев Три Избы Шемурши.
Начальник Гаврила Александров редовые Савелий Степанов, Петр Родионов, Степан Якимов, Гаврила Константинов и все оных деревень обыватели со всего общаго мирового согласия дали сей выбор деревни Три Избы Шемурши служилому чувашенину Петру Пархунову, в том что объявлен нам обет заседателя Буинского нижнаго Земского суда Буинского уездного суда указ o представлении нам o въезде в казенные леса укрепления по чему имеющаяся y нас выпись данная предкам нашим 7150 года деревни Шемурши новоприписной ясашнои чуваше Поика Тонаеву c товарищи, попику те предки наши жительствовали в одном оном деревне, a напоследок выселились в разные места u каждоe поселение названо особым именованием по котором позволен нам въезд в состоящем в крепостных наших дачах в большом Карлинском бор, по чему мы препоручая тебе вышеписанную выпись доверяем в Буинской уездной суд представить прошение и просить для рубки в оном бору состоящем в крепостных наше даче дровенаго и прочаго незапрещеннаго зaконами леса въезжaть нам позволив и ходатаиство иметь равно естли и еще что потом будет потребно во всем мы тебе верим и что учиняшь спорить и прекословить не будем.
K сему вместо означенных деревень начальников Семен Алексеева Данила Савельева Степана Емельянова Гаврила Алексaндрова и всех мирских людей по их прошению деревни Старой Шемурши служилый татарин Сеифитдин Салимое руку приложыл.". Безусловно, этот текст требует разъяснения. Ведь раньше, в старину, предложения писали почти без точек, многие слова и предложения нам непонятны и потому вышеприведенный текст трудно воспринимается. Материал публикуется c орфографическими отступлениями от указанного подлинного текста: "ъ" в конце слов исключен, буква "j" - заменена буквой "и", буква "ђ" - заменена буквой "е".
B дозорной книге подъячего Вaсилия Васильевa, датированной 1661 годом, укaзывалось на то, что "... тою землею и сенными покосами, Пойка Тонаев c товарищaми, владеют" ("Родимый край, село родное" - автор А.И. У,iтияров). По истечении времени обнаружился, как уже убедились, рассматриваемый документ, подтверждающий этот же исторический факт. B нем пишется: "... выпись данное предкам нашим 7150 года деревни Шемурши новоприписнои ясашнои чувaше Поика Тонаеву c товарищи". Эти сведения ценны тем, что в них укaзывается дата, когда уже существовала посёлёниё c названием "Шемурша". Если c юлиаиского летоисчисления 7150 год_ перевести на знакомый нам григорианский календарь, то это будет 1642 год. В книге "Родимый край - село родное" (1996 г.) на основе анализа исторических данных предполагалось o возникновении села Шемурша примерно в 1645-1646 годах, но в то же время ставился вопрос: "... a может быть, и раньше". Теперь сомнение разрешилось, тому подтверждение - приведенный здесь aрхивный документ.
Отсюда следует, что год возникновения населенного пункта под названием Шемурша, можно назвать, -1642 год. На сегодня "старее" упомянутого здесь документa нет.
Поэтому в этом году село Шемурша по праву может отметить свое 360-летие.
B вышеприведенном тексте указываются деревни Андреевна, Новая Шемурша, Старая Шемурша, Три-Изба Шемурша, a также жители этих деревень, которые уполномочивают служилому чувашенину Петру Пархунову защищать интересы жителей этих деревень в Буинском уездном суде. Их прошение в суд заключалось в том, чтобы им в Карлинском бору, то есть в Шемуршинском лесу, расположенном рядом c рекой Малая Карла, разрешили рубить дрова и прочего "незапрещеннаго" леса.
Полагаем, что y нас есть все основания утверждать, что вышепоименованные населенные пункты переселились в разные места из деревни Шемурша и многие из них поэтому получили к своим названиям приставку - "Шемурша". Это подтверждается следующими словами из указанного архивного документа: "... предки наши жительствовали в одном
оном деревне, а напоследок выселились в разные места u каждое поселение названо особым именованием по котором позволен нaм въезд в состоящем в крепостных наше даче в большои Карлинскои бор ... ".
Завершая свое повествование, хочется сказать: история села Шемурши, как и история других деревень района, до конца еще не изучена, она пишется каждый год, каждый день и каждый час. Будем и впредь дальше и глубже изучать историю своего родного края.
Анатолий Ухтияров, с.Трехизб-Шемурша - г.Чебоксары
2002 год, апрель