Шемуршинский муниципальный округЧувашской Республики

Анализ работы органа опеки и попечительства администрации Шемуршинского района по итогам 1 полугодия 2020 года

Анализ работы органа опеки и попечительства администрации Шемуршинского района по итогам 1 полугодия 2020  года

Работа органа опеки и попечительства (далее- ООиП) осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, ФЗ от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительству» и другими нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних граждан.

В Шемуршинском районе ведется целенаправленная работа по защите прав и интересов несовершеннолетних, по реализации государственной политики в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решению вопросов их социальной поддержки, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, является главной задачей в работе органа опеки и попечительства, а также:

- соблюдение законных прав и интересов несовершеннолетних, в том числе детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;

- выявление и устройство детей, имеющих родителей, но нуждающихся в помощи государства;

- создание условий, обеспечивающих различные формы устройства детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемные семьи, направления в учреждения государственной поддержки детства;

- защита жилищных и имущественных прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

- профилактика семейного неблагополучия;

- организация методической работы по вопросам охраны и защиты прав несовершеннолетних.

- обеспечение межведомственного взаимодействия при организации работы по профилактике социального сиротства, защите прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

Выявление, учет и устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

На 01.07.2020 года в Шемуршинском районе выявлен 1 ребенок (Анастасия С.) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и передана под предварительное попечительство тете в с. Шемурша (за 1 полугодие 2019г. – 4 ребенка) в связи смертью обоих родителей.  Детей, оставленных матерями при рождении, в отчетный период не выявлено. Нарушения сроков устройства выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за истекший период нет.

По состоянию на 01.07.2020 года в замещающих семьях (опекунских и приемных) Шемуршинского района воспитываются 47 несовершеннолетних детей, из них 15 детей-сирот, 32 детей, оставшихся без попечения родителей. Опекунских (попечительских) семей – 13, приемных семей 20. Детей-инвалидов воспитывающих в замещающих семьях 7, из них 1 ребенок до 7 лет, 6 – старше 7 лет. Большое количество детей проживающих в замещающих семей в Шемуршинском сельском поселении- 13,  Трехбалтаевском сельском поселении- 6, Карабай-Шемуршинском – 4, Малобуяновском – 4.

Кроме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в органе опеки и попечительства состоят на учете 2 детей, добровольно переданных под опеку, т.е. родители, написали заявления о передаче своих детей под опеку в виду разных причин. Так же на учете состоят 10 усыновленных детей.

По состоянию на 01.07.2020 год  снято с учета всего 5 детей, находившихся на воспитании в семьях по достижению совершеннолетия.  

Обеспечение надзора за условиями содержания, воспитания и образования детей, находящихся на воспитании в семьях граждан. Оказание помощи опекунам (попечителям), приемным родителям в организации воспитания, обучения, медицинского обслуживания, отдыха и занятости детей.

В соответствии Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 15.11.2019) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан" с Правилами осуществления органами опеки и попечительства проверок условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами или попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей, специалистами орган опеки и попечительства проводятся плановые и внеплановые проверки условий жизни и воспитания подопечных. Общее число проведенных за 1 полугодие 2020  г.  плановых и внеплановых (при поступлении личных дел) проверок – 41 (из них 34 дистанционно в целях по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции (СОVID -19).  В ходе проведения проверок выясняются вопросы, связанные с воспитанием, психологическим состоянием здоровья ребенка, организацией образовательного процесса, дополнительной занятостью, организацией летнего и круглогодичного отдыха, лечения и оздоровления, прохождением диспансеризации, обеспечения льгот, предусмотренных законодательством, при необходимости опекуну (попечителю), приемному родителю даются рекомендации, привлекаются специалисты службы сопровождения детей и семей, медицинские работники. Особое внимание уделяется оздоровительному отдыху детей, оставшихся без попечения родителей, но на сегодняшний день   летние оздоровительные компании приостановлены.

В соответствии с действующим законодательством законные представители несовершеннолетних ежегодно предоставляют отчет  о хранении, об использовании имущества подопечного и об управлении таким имуществом.  За 2019 год принят и утвержден 41 отчет.

Ведение учета граждан Российской Федерации, выразивших желание принять детей в семью. Осуществление подготовки и подбора лиц, желающих принять детей под опеку (попечительство), приемную семью

С целью  передачи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи на воспитание в органе опеки и попечительства ведется  учёт граждан, желающих принять на воспитание детей. По состоянию на 01.07.2020 года на учете состоит 1 супружеская пара как кандидаты в опекуны (попечители).  Снято с учета 1 кандидат в связи с истечением срока заключения.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона от 24.04.2008 №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», с Приказом Министерства просвещения РФ от 10 января 2019 г. №4 «О реализации отдельных вопросов осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан», Законом Чувашской Республики «Об опеке и попечительстве» от 06 февраля 2009 г. №5, протоколом Комиссии по отбору органом опеки и попечительства организаций для осуществления отдельных полномочий по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах от 25.10.2019 года №1, постановлением администрации Шемуршинского района от 30.10.2019 г. № 534, граждане, выразившие желание стать опекунами и попечителями несовершеннолетних граждан либо принять   детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание проходят обучение в БОУ ЧР «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии. На сегодняшний день обучение проходят 2 слушателя. 

 По сопровождению замещающих семей за нашим районом закреплена Шмелева Наталья Васильевна педагог-психолог Центра образования и комплексного сопровождения детей Минобразования в г.Канаш, которая ведет консультацию и в онлайн режиме.

Большое внимание уделяется информированности жителей района о возможности усыновить ребенка (детей), изменениях в семейном законодательстве, возможности пройти подготовку в качестве кандидатов в замещающие родители. Информация для граждан о возможности усыновить ребенка (детей), изменениях в семейном законодательстве, возможности пройти подготовку в качестве кандидатов в замещающие родители, размещается на официальном сайте администрации Шемуршинского района   в рубрике «опека и попечительство».

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», письмами Минпросвещения России от 30.01.2020 г. № 07-936, Минобразования  Чувашии от 03.02.2020г. № 05/02/09-1290, при передаче ребенка на воспитание в семью опекунам (попечителям), приемным родителям, усыновителям (удочерителям) с 1 февраля 2020 года выплачивается единовременное пособие в размере 18004,12 руб. (до 01.02.2020г. – 17479,73 руб.) В случае усыновления ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, пособие выплачивается в размере 137566,14 руб. на каждого такого ребенка. По состоянию на 01.07.2020 г. единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью получили     2 гражданина на 3 детей на общую сумму  52439,19 руб.

Для материального стимулирования при усыновлении ребёнка и повышения активности граждан, проживающих в Чувашской Республике, действует Закон Чувашской Республики от 03.10.2012 № 60 «О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) на территории Чувашской Республики», где сумма материального стимулирования устанавливается на каждого усыновленного ребенка в размере 300,0 тыс. рублей, на каждого усыновленного ребенка из числа детей-инвалидов – в размере 375,0 тыс. рублей. Постановлением  Кабинета Министров ЧР от 14.02.2013 № 52 «Об утверждении Порядка назначения, выплаты и возврата единовременного денежного пособия гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) на территории Чувашской Республики» определен порядок выплат. На сегодняшний день, к сожалению,  кандидатов на усыновление на территории Шемуршинского района нет.

Для развития семейных форм устройства детей указанной категории созданы условия, мотивирующие и стимулирующие граждан на прием в семью ребенка-сироты. В соответствии с  Законом Чувашской Республики от 24 ноября 2009 года № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике», Законом Чувашской Республики от 24.11.2004 № 46 «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от   23 декабря 2004 г. № 337 «Об утверждении Порядка назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей». На содержание детей, переданных на воспитание под опеку (попечительство), в приемные или патронатные семьи, ежемесячно выплачиваются  денежные средства (в зависимости от возраста и наличия инвалидности). Размер пособия составляет: на детей-инвалидов (в возрасте до 2-х лет – 7459 руб.,  от 2 до 7 лет – 7758 руб., от 7 до 18 лет – 8520 руб.), на детей, за исключением детей-инвалидов (в возрасте до 2-х  лет – 6780 руб., от 2 до 7 лет – 7053 руб. от 7 до 18 лет – 7746 руб.).  

Кроме этих денежных выплат 15 подопечных детей получают пенсии по случаю потери кормильца (круглые сироты – больше десяти тысяч, если один из родителей умер то около восьми тысяч рублей). 32 ребенка имеют право на получение алиментов, но только 8 из них получают данную выплату. Основная причина невыплаты алиментных обязательств – асоциальный образ жизни родителей.

В соответствии с п. 9 ст. 6 Закона Чувашской Республики от 24 ноября 2009 года № 48 «О социальной поддержке детей в Чувашской Республике», если ребенок воспитывается в приемной семье, одному из приемных родителей (опекуну (попечителю), осуществляющему опеку на возмездной основе) устанавливается ежемесячное вознаграждение в зависимости от количества взятых на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из расчета: за воспитание одного-двух детей – 3295 рублей, за воспитание трех и более детей – 4680 рублей. За воспитание каждого ребенка, не достигшего трехлетнего возраста, или ребенка с ограниченными возможностями здоровья размер вознаграждения, выплачиваемого приемному родителю, увеличивается на сумму, составляющую 50 процентов минимального размера оплаты труда. При условии принятия на воспитание шести и более подопечных детей второму приемному родителю либо единственному приемному родителю выплачивается дополнительное вознаграждение. Вознаграждение приемным родителям выплачивается органами социальной защиты населения по месту жительства приемных семей.

Организация работы по профилактике социального сиротства.

По-прежнему основной причиной сиротства является асоциальное поведение родителей.

Несмотря на проводимую профилактическую работу с семьями, находящимися в СОП, все равно ежегодно  появляются  дети, оставшиеся без попечения  родителей, - «социальные сироты»,  в связи с лишением (ограничением) родителей в родительских правах. Основной причиной для  лишения (ограничения)  родителей в родительских правах является их асоциальное поведение.

С начала 2020 года  2 родителя   были лишены родительских прав в отношении 2 детей ( 1 ребенок осталась с мамой, другой – с бабушкой), предупреждены судом о необходимости ненадлежащего исполнения родительских обязанностей и изменения образа жизни и отношения к детям 1 родителя в отношении 1 ребенка.   

ООиП в Батыревский районный суд  Чувашской Республики предъявлено 4 заключения о целесообразности лишения родительских прав родителей, уклоняющихся от исполнения своих обязанностей: двоих лишили родительских прав, 1 дело передано в Комсомольский районный суд в связи изменением места жительства ответчика; 1 дело на ЛРП рассматривает Пугачевский районный суд Саратовской области (решения не вынесено).  

В течение года специалисты ООиП во взаимодействии с учреждениями здравоохранения, образования, органов внутренних дел, социальной защиты, жителей района выявляли неблагополучные семьи. На учёте ООиП состоит 27 неблагополучных семьей, в них воспитывается 57 детей, из них  5 детей в возрасте от 0 до 3 лет.  

Одной из приоритетных задач органов опеки и попечительства является профилактика социального сиротства, сохранение кровной семьи.  В случае выявления детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, совместно с КДН и ЗП  принимаются меры по временному устройству таких детей в медицинское учреждение, а затем в  учреждение социальной защиты или Дом ребенка на территории республики. За 1 полугодие в БУ ЧР «Шемуршинская РБ» Минздрава Чувашии госпитализированы 10 детей, из них 3 до года, 5 детей возвращены родителям, 5 детей вместе с мамами ( 1 родитель – 4 детей (Рочева Е.), 1 родитель – 1 ребенок до года (Кушкова В.)) еще находятся в больнице. С целью возврата детей в биологическую семью, проводится активная профилактическая работа с семьями, анализируется  ситуация в семье, принимается решение о целесообразности возврата детей родителям.

В целях повышения эффективности работы по профилактике социального сиротства и жестокого обращения с детьми постановлением администрации Шемуршинского района от 29.03.2019г. № 145  утвержден муниципальный порядок межведомственного взаимодействия при оказании медико-социальной помощи детям и семьям, находящимся в социально опасном положении.

Профилактическая работа органа опеки и попечительства включает в себя выявление, индивидуальный учет и организацию мероприятий по предупреждению социального сиротства, семейного неблагополучия и жестокого обращения в семьях, находящихся в социально опасном положении.

Во исполнение Федерального Закона  от 24.06.1999 г.,  № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних», отрегулировано взаимодействие и обмен информацией о безнадзорных детях между органом опеки и попечительства администрации Шемуршинского района, образовательными, лечебными и иными учреждениями. Так, совместно с другими субъектами профилактики принимаются меры по контролю над семьями находящимися в опасном положении.   

Например, совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав,  проводятся рейды с целью выявления  неблагополучных семей. С начала 2020 года проведено 19 проверок семей, находящихся в социально-опасном положении. Налажено взаимодействие с социальными педагогами школ района, потенциально неблагополучные семьи находятся под контролем школы. По итогам проверок составляются акты обследования, при наличии на то оснований составляются протоколы об административном правонарушении, указанные лица вызываются на заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, ставятся на учет в Отделение по делам несовершеннолетних и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

 В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года № 120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» специалисты ООиП   проводят профилактическую работу с родителями, ненадлежащее исполняющими родительские обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, в пределах своей компетенции.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона 120-ФЗ специалисты ООиП администрации Шемуршинского района  участвуют в пределах своей компетенции в проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними детьми-сиротами либо оставшимися без попечения родителей или иных законных представителей, а также осуществляют меры по защите личных и имущественных прав несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства. На сегодняшний день на учете ООиП состоят  5 детей, которые являются студентами разных ВУЗов, еще 9 детей получили аттестат об основном общем образовании (9 кл.) и хотят поступить в профессиональные общеобразовательные учреждения.

Совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Шемуршинского  района, ЦСОН, ПДН ОВД регулярно проводится работа по профилактике социального сиротства. С этой целью специалисты органа опеки принимают участие во всех заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и в выездных совместных заседаниях районной комиссии. За 1 полугоде ООиП участвовал на 6 заседаниях.

Из числа подопечных, состоящих на профилактическом учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Шемуршинского района на сегодняшний день не имеются.  С несовершеннолетними подопечными проводится профилактическая беседа правового характера в присутствии замещающих родителей о вреде спиртосодержащей продукции, разъясняются положения статей 20.20 КоАП (Потребление (распитие) алкогольной продукции в запрещенных местах либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах). При совершении противоправных деяний детьми — сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, органы опеки участвуют в проведении любых мероприятиях в его отношении.

Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

За 1 полугодие 2020 года  было проведено  5 заседаний межведомственной комиссии по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Было рассмотрено 4 заявлений о включении в список, из них поставлены на учет 2 детей, 1 ребенку отказано а постановке на учет в связи недостаточностью документов.  

По состоянию на 01.06.2020 года в списке состоят 24 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа. Исключены из данного списка 3 детей в связи с предоставлением жилых помещений. На сегодняшний день у 14 лиц из числа детей-сирот, возникло право на получение жилого помещения. На каждого гражданина заведено личное дело.

За 1 полугодие 2020 года 3 лицам данной категории на основании постановления администрации Шемуршинского района  предоставлены благоустроенные жилые помещения.  Каждому новоселу были вручены памятки по дальнейшим действиям в оформлении документов. В 2019  году были обеспечены благоустроенными жилыми помещениями 7 лиц.

ООиП проводит систематический контроль за сохранностью жилых помещений, закрепленных за несовершеннолетними, находящимися под опекой. Запрашиваются выписки из лицевых счетов на жилые помещения с указанием сведений о закреплении права проживания детей-сирот. 9  детей  являются собственниками жилья, 5 имеют закрепленное жилье.

 

 Участие в судебных заседаниях по защите прав и интересов несовершеннолетних

Орган опеки и попечительства принимает участие в судебных разбирательствах, касающихся защиты прав и интересов детей по усыновлению, лишению родительских прав, установлению происхождения ребенка, по спорам между отдельно проживающими родителями, по защите жилищных и иных прав несовершеннолетних.

За шесть месяцев ООиП принял участие в 13 судебных разбирательствах, в том числе:

- о признании гражданина недееспособным – 5.

- по лишению, ограничению родительских прав – 4

- по другим вопросам – 4.

 

Работа с документами, обращениями граждан

В рамках межведомственного взаимодействия органом опеки и попечительства подготовлено 58 ответов в Государственные учреждения Управления Пенсионного фонда РФ по вопросам предоставления материнского капитала, по обеспечению реализации права назначение страховой пенсии по старости.

Органом опеки и попечительства администрации Шемуршинского района в 2020 году было  выдано 2 разрешения несовершеннолетним в возрасте от 14  лет  на заключение трудовых договоров для осуществления ухода за пожилыми нетрудоспособными гражданами.       

В отчетном периоде органом опеки и попечительства  выдано разрешений:

-  8   на продажу долей несовершеннолетних, не относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей;

- 2 на изменение имени, фамилии несовершеннолетних;

- 7  на снятие денег со счета несовершеннолетних;

- 1 заключение на кандидата в опекуны.  

За 1 полугодие 2020 года одному лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выдана справка с целью постановки на учет в центре занятости населения, как лицу, впервые ищущему работу.

 Отчет о работе с совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами

На 01.07.2020 на учете и контроле отдела состоят 0 совершеннолетних недееспособных гражданинов.

В течение 1 полугодия 2020 года 5 граждан  были признаны судом недееспособными, над  2 гражданами установлена опека. В течение полугодия было составлено 20 актов  обследования жилищно-бытовых и материальных условий совершеннолетних недееспособных, состояния  их   здоровья, отношений в семье, возможности опекуна обеспечить потребности совершеннолетнего подопечного в уходе и лечении.

  

  1. Количество состоящих на учете совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Год

всего

недееспособных

не полностью дееспособных

2019г

24

24

0

1 полугодие 2020

25

25

0

 

  1. Количество прекращенной опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

 

Год

в связи со смертью

устройство в интернат

2019

1

1

2020

1

0

 

  1. Количество обращений органов опеки и попечительства в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным и не полностью дееспособным

 

Год

количество исков

2019

0

 1 полугодие 2020

0

  1. Количество выданных разрешений на сделки с имуществом совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

 

Год

количество

2019

0

 1 полугодие 2020

1

 

  1. Количество проведенных проверок исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей и условий жизни подопечных

 

Год

количество

2019

29

 1 полугодие 2020

20

  1. Количество рассмотренных заявлений и жалоб в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

 

Год

количество

2019

0

  1 полугодие 2020г

1

  1. Количество участий в судах в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

 

Год

о признании недееспособным

в качестве законного представителя

2019

 

 

1 полугодие 2020г

 7

1

 Главный специалист-эксперт по опеке и попечительству                                                         Е.Н.Кудряшова