Шемуршинский муниципальный округЧувашской Республики

Анализ работы органа опеки и попечительства администрации Шемуршинского района по итогам 2019 года

Анализ работы органа опеки и попечительства администрации Шемуршинского района по итогам   2019 года

Работа ООиП осуществляется в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, ФЗ от 24.04.2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительству» и другими нормативно-правовыми актами.

В Шемуршинском районе ведется целенаправленная работа по защите прав и интересов несовершеннолетних, по реализации государственной политики в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, решению вопросов их социальной поддержки, развитию семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Выявление и устройство детей, оставшихся без попечения родителей, является главной задачей в работе органа опеки и попечительства.

Выполнение функций органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних.

 1.Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и несовершеннолетних, находящихся под опекой или попечительством.

1.1. Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 На 1 января 2020 года в Шемуршинском районе выявлены 4 детей  (Виктория Я., Василиса К., Иван С., Матвей С.) из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; из них 

  • 2 -  переданы под опеку (попечительство)(Виктория Я., Василиса К);
  • 0 - возвращены родителям;
  • 0 - усыновлен;
  • 0 - передана в приемную семью;
  • 2 – переданы под предварительную опеку (в Шумерлинский район)

 Сравнительный анализ числа выявленных и устроенных несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей.

За год

Кол-во детей, чел.

Переданы  под опеку (попечительство)

Переданы в приемную семью

Усыновлены

Устроены в детские дома и дома ребенка.

Возвращены родителям

 

 

Кол-во, чел.

%

Кол-во, чел.

%

Кол-во, чел.

%

Кол-во, чел.

%

Кол-во

%

2017

5

2

 

3

 

0

 

0

 

0

 

2018

4

3

 

1

 

0

 

0

 

0

 

 2019

4

4

100%

0

 

0

 

0

 

0

 

  Из 4 детей, учтенных с начала 2019 года, 1-сирота, 3 - «социальные» сироты (т.е. сироты при живых родителях).  

Причины сиротства детей из числа выявленных:

  • нахождение в местах лишения свободы обоих или единственного родителя- 0 детей (0%);
  • смерть обоих или единственного родителя- 1 ребенка ( 25 %);
  • согласие родителей на усыновление ребенка («отказники»)- 0 ребенок ( 0%);
  • лишение (ограничение) родительских прав обоих или единственного родителя- 3 детей (75%).

Сравнительный анализ числа выявленных детей, оставшихся без попечения родителей, по причинам сиротства.

За год

Детей, чел.

«круглые» сироты, чел.

«Социальные» сироты

лишение (ограничение) родительских прав

нахождение родителей в розыске

нахождение родителей в млс

«отказники»

доля соц.сиротства

2017

5

1

4

0

0

0

0

2018

4

2

2

0

0

0

0

2019

4

1

3

0

0

0

0

                   

Сравнительный анализ устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи.

 

Выявлено

Устроены в замещающие семьи

Возвращены в «кровные» семьи

по району

по Республике

по району

по Республике

по району

по Республике

2017 г

 5

 

5

 

 0

 

 2018 г

 4

 

 4

 

0

 

2019 г

4

 

4

 

0

 

1.2. Учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на воспитании в замещающих семьях.

 По состоянию на 01.01.2020 г на учете и контроле отдела опеки и попечительства состоят 54 ребенка (18 - «круглые» сироты), из которых

- 32 ребенка воспитываются в 21 приемной семье,

- 20 детей - в 17 семьях опекунов и попечителей,

- над 2 детьми опека (попечительство) оформлена по заявлению  родителей (по семейным обстоятельствам),

Сняты с контроля и учета 6 ребенка из числа подопечных:

- в связи с достижением 18 лет-  2 детей (Виктория Я, Рихард П)

- в связи с передачей на воспитание родителям- 2 ( из добров. опеки- Лев Ш., Крина Г),

- с переменой места жительства- 0;

- в связи с переездом в другой муниципалитет республики - 1 (Василиса К)

- в связи удочерением - 1

- в связи с устройством в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей- 0.

 Дополнительно приняты на воспитание в семью 6 подопечных, которые прибыли на постоянное место жительства в Шемуршинский район (в т.ч. 1 - из Дом ребенка, 2- из семьи, 1- из дома Малютки, 2- из реабилитационного центра).

 Сравнительный анализ количества приемных семей и детей в них.

            год

кол-во приемных семей

детей в них

2016

22

30

2017

22

30

2018

20

28

2019

21

32

 Сравнительный анализ числа подопечных, состоящих  на учете и контроле отдела.

на конец год

2017

2018

 2019

Количество детей, состоящих на учете и контроле отдела:

из них

53

53

 54

дети-сироты

 14

 16

18

дети, оставшиеся без попечения родителей

 36

33

34

дети, добровольно переданные родителями под опеку

 3

4

2

 Занятость детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Год

Всего детей на учете

Посещают ДОУ

Посещают СОШ

Являются учащимися, студентами ССУЗов, ВУЗов

Не организованы

2019

52 (+2)

10

35

5

5 (2- по состоянию здоровья, 3 не достигли возраста 3 лет)

 

  1. Осуществление надзора за деятельностью опекунов, попечителей, приемных родителей, усыновителей.

На 01.01.2020 на учете и контроле отдела состоят 64 детей, не достигших совершеннолетия, усыновленных посторонними гражданами (в т.ч. усыновленные за последние три года- 1 ребенок (2019г. – удочерение из приемной семьи Евгения А)). В течение  2019 года были обследованы жилищно-бытовые условия  семей. Нарушения не выявлены, дети воспитываются в полноценных семьях, усыновление (удочерение) соответствуют их интересам.

    Надзор за деятельность опекунов и попечителей заключается:

- в обследовании жилищно-бытовых условий несовершеннолетних (2 раза в год),

- контроле за расходованием денежных средств, выплачиваемых опекунам на содержание детей (в конце года),

- контроле за прохождением несовершеннолетним углубленного медицинского осмотра,

- осуществлении охраны имущества ребенка: акты о сохранности закрепленного жилья,

- контакт с учителями, воспитателями образовательных учреждений.

Плановые проверки должны проводиться в виде посещения подопечного. При проведении плановых и  внеплановых  проверок   осуществляется оценка жилищно-бытовых  условий  подопечного,  состояния  его   здоровья, внешнего  вида  и  соблюдения  гигиены,  эмоционального  и    физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.В течение  2019 года было составлено _____ актов обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних подопечных.

Проводилась работа с опекунами по оформлению и сдачи отчета о хранении, использовании имущества подопечных за 2018 год. Принято и утверждено- ____ отчета.

2.1. Социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  • Единовременные выплаты при всех формах устройства детей на воспитание в семью
  1. С начала 2019 года единовременные пособия при передаче ребенка на воспитание в семью были выплачены 8 гражданам на 8 детей на общую сумму 138 405,66 рублей. Необходимо 52 439,19 руб. на трое детей, переданных на воспитание в семьи в августе 2019 года.
  2. В 2019 года усыновителям не назначались и не выплачивались единовременные пособия при усыновлении в размере 300000 руб.

Ежемесячные пособия, выплачиваемые опекунам (попечителям, приемным  родителям) на содержание детей, пособие, получаемое детьми по месту учебы: по состоянию на 01.01.2020 года различные виды выплат получают 52 ребенка- 100 % от общего числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: 7 детей находятся на полном государственном обеспечении по месту учебы, на 45 ребенка оформлены ежемесячные пособия в отделе социальной защиты населения. Кроме того, 18 детей являются получателями пенсии по случаю потери кормильца,  6 - по инвалидности.

 

С начала 2019 года 15 детей отдохнули в летних оздоровительных лагерях на базе общеобразовательных школ района, в загородном оздоровительном лагере.

 2.2.Профилактичка «вторичного» сиротства.

С начала 2019 года в отношении 3детей, оставшегося без попечения родителей, воспитывающегося в  семье опекуна, была прекращена опека.

     

 

 

2017 год

2018 год

 2019г

1

возвращено детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей из замещающих семей, из них:

0

0

3

1.1

устроены в другую замещающую семью

0

0

2

 (Катя А,

Василиса К)

1.2

направлено в  учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

0

0

1

 (Даниш М)

 С целью предупреждения вторичного сиротства отделом проводились сопровождение и контроль замещающих семей, оказывалась помощь в воспитании подопечных, давались рекомендации и консультации по осуществлению обязанностей опекуна и попечителя.

За 2019 год с замещающими семьями было заключено 7 договоров о сопровождении с БОУ ЧР «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

 

3.Защита жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

3.1.Обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

 В 2019 году заседания межведомственной комиссии администрации Шемуршинского района Чувашской Республики о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для  обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений  не проведено из-за отсутствия обращений.  

 Сравнительный анализ

количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, включенных в список для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

                                  

Год

Количество граждан

 

из них

старше 23 лет

лица в возрасте от 18 до 23 лет

исполнится 18 лет в 2017 г.

исполнится 18 лет в 2018 г.

исполнится 18 лет в 2019 г.

исполнится 18 лет в 2020 г.

2018г

4

0

0

0

0

0

1

 2019 г

 0

0

0

0

0

0

0

 3.2.Обеспечение сохранности жилых помещений, право пользования в которых сохранено за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей.

По состоянию на 01.01.2020 г. на учете отдела опеки и попечительства администрации Шемуршинского района состоят жилые помещения, право пользования в которых сохранено за 18 детьми, воспитывающимися в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и в семьях опекунов (попечителей): 11- собственники, за 7- сохранено право пользования жилыми помещениями.

3.3. Проведение ремонтных работ в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа.

На 2019 год средства республиканского бюджета на проведение ремонтных работ жилых помещений, принадлежащих на праве собственности детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, не предусмотрены.

3.4. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа, жилых помещений специализированного жилищного фонда.

    В целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа в районе создана районная межведомственная комиссия по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями спецжилфонда по договорам найма спецжилпомещений. Ежегодно утверждается список.  В списке, утвержденном постановлением администрации Шемуршинского района от 11 июля 2019  № 314,  состоял  31 ребенка, а  детей-сирот, у которых уже наступило право получения социального жилья, т.е. достигших 18 лет,  всего 22. В связи с приобретением жилых помещений для 10 (десяти) детей-сирот на 1 января 2020 года в Списке  состоит 21 ребенка, а  детей-сирот, у которых уже наступило право получения социального жилья, т.е. достигших 18 лет,  всего 12.   На предоставление социального жилья по договору найма специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, предусматриваются средства из республиканских и федеральных бюджетов. 

Дети-сироты  благоустроенными жилыми помещениями  будут обеспечиваться в порядке очереди и по мере поступления денежных средств.

   Согласно Закону Чувашской Республики от 30 апреля 2019 года N 29 "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", Шемуршинскому району выделены субвенции на 2019 год для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики по обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в объеме 1927860,00 тыс. руб. (из федерального бюджета- 1812188,40 тыс. руб., из республиканского бюджета- 115671,60 тыс. руб.). 

 Сравнительный анализ

по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

                                      

Год

Кол-во лиц обеспеченных жилыми помещениями, чел.

Из них по решению суда

2016

2

0

2017

1

1

2018

2

0

2019

10

10

 

  1. Подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

На официальном сайте администрации Шемуршинского района создан баннер «Устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи», в котором размещена информация о формах устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мерах государственной поддержки замещающим семьям, информация регулярно обновляется.

  Ведется работа по повышению престижа семьи и ответственности родителей (иных законных представителей) за воспитание детей.

В отделе опеки и попечительства администрации Шемуршинского района совместно БОУ

«Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 13.03.2015 № 235 "Об утверждении Порядка организации и осуществления деятельности по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей" и приказом Минобразования Чувашии от 28 декабря 2015 года № 2922  ведется работа по подготовке лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. Подготовка граждан проходит в течение 24 календарных дней по утвержденному расписанию занятий с предоставлением возможности прохождения подготовки в удобное для граждан время, в том числе в вечернее время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Зачисление граждан на курс подготовки осуществляется органом опеки и попечительства администрации Шемуршинского района по их письменному заявлению и при предъявлении  документа, удостоверяющего его личность.

По окончании курса подготовки, органом опеки и попечительства  гражданам будут вручены свидетельства о прохождении подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. Курсы  проводились ежемесячно. В 2019 году, желающих принять на воспитание в свою семью детей, оставшихся без попечения родителей, 12 граждан прошли программу подготовки кандидатов в усыновители, приемные родители, опекуны (попечители).

За  2019 год выдано 6 заключений о возможности быть кандидатами в усыновители, приемные родители, опекуны (попечители).

По состоянию на 01.01.2020 года на учете отдела опеки и попечительства в качестве кандидатов в опекуны (попечители) состоят 2 семей.

5.Профилактика «социального» сиротства.

Основной причиной «социального» сиротства является лишение родительских прав обоих или единственного родителя, нахождение родителей в местах лишения свободы. За  2019 год в Шемуршинском районе были лишены родительских прав 4 родителя в отношении 5 детей, предупреждены судом о ненадлежащем исполнении родительских обязанностей и необходимости изменения образа жизни и отношения к детям.

Важным направлением деятельности отдела опеки  попечительства является возврат детей в кровные семьи.

Сравнительный анализ

количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возвращенных в кровные семьи.

Кол-во детей всего передано в кровные семьи

2017 год

2018 год

2019

всего за год,

из них:

из числа вновь выявленных

 

из числа подопечных

 

из числа добр опеки

0

 

0

 

              

             0

0

 

0

 

 

0

0

 

0

 

 

0

 

2

 Сравнительный анализ устройства новорожденных детей, оставленных родителями в роддомах.

           

2017

2018

2019

Кол-во отказных

из них устроены:

0

0

0

в дом ребенка

0     

0

0

усыновлены

0

0

0

возвращены родителям

0

0

0

под опеку

0

0

0

 Специалисты отдела опеки и попечительства с начала 2019 года году приняли участие в  заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав,  рейдах в составе «мобильной» бригады с посещением.

 6.Участие в судебных заседаниях по защите прав и интересов несовершеннолетних.

В  2019 году специалист органа опеки и попечительства принял участие в  ___ судебных заседаниях:

 

Кол-во заседаний

1.  

Восстановление в родительских правах

 

2.  

Расторжение брака, определение места жительства детей

 

3.  

Определение порядка общения с ребенком

 

4.  

В качестве законного представителя ребенка

 

5.  

Лишение (ограничение) родительских прав

 

6.  

По защите имущественных и жилищных прав несовершеннолетних

 

7.  

Установление усыновления

 

8.  

Взыскание алиментов

 

9.  

Возврат ребенка

 

10.   

Признании гражданина недееспособным

 

 

Всего

 

За отчетный период в судебные органы и в КДНиЗП были подготовлены заключения- 11;  

- о целесообразности (нецелесообразности) лишения (ограничения) родительских прав- 5,

- о возможности восстановления в родительских правах- 0,

- о целесообразности установления усыновления (удочерения)- 1,

- о целесообразности определения места жительства с одним из родителей- 3,

- об определении порядка общения с ребенком- 2,

- по защите жилищных прав детей- 0.

  Сравнительный анализ

числа граждан, лишенных (ограниченных) родительских прав

Год

Число граждан

Число детей

Устройство детей

опека

ДГУ

с др.родителем

2016

 6

9

1

-

8

2017

 5

4

4

-

1

2018

4

5

1

-

4

 2019

4

5

3

-

2

 Сравнительный анализ

количества граждан, восстановленных судом в родительских правах

Год

Количество граждан

Количество детей

2016

0

0

 

2017

1

1

 

2018

0

0

 

2019

0

0

 

 7.Работа с документами, обращениями граждан.

С начала 2019 года специалистами отдела принято более 23 заявлений по предоставлению государственных услуг, в том числе:

- по отчуждению имущества несовершеннолетних, получению денежных средств со счетов детей- 15;

- по вопросам учреждения опеки (попечительства) – 5;

- по изменению фамилии, имен – 2;

- по эмансипации несовершеннолетнего- 0;

- постановка на учет кандидатов в опекуны (попечители), усыновители- 1.

Выдано _____ разрешений несовершеннолетним на заключение трудового договора для работы в свободное от учебы время для выполнения легкого труда согласно статье 63 ТК РФ.

 АНАЛИЗ

выданных отделом опеки и попечительства за 2019 год документов, справок, разрешений (по вопросам несовершеннолетних).

 

Вопрос

За 2018 г.

С начала 2019 г.

 

Всего

Всего

Удовлетворено

Повторные

1.       

Разрешение на отчуждение имущества несовершеннолетних

 0

 0

 

 

2.       

Разрешение на изменение имени (фамилии) ребенку

1

2

1

-

3.       

Разрешение на заключение трудового договора четырнадцатилетним подросткам, на уход за нетрудоспособным

10

5

5

-

4.       

Заключение о возможности (невозможности) временной передачи ребенка (детей) в семью гражданина

1

1

1

-

5.       

Заключение о возможности (невозможности) быть кандидатами в опекуны, приемные родители, усыновители

5

6

6

-

6.       

Разрешение спора граждан по вопросам, связанным с осуществлением родительских прав, отдельно проживающих родителей, др. родственников

?

2

2

-

7.       

Справки в УПФР, ОСЗН для подтверждения права граждан на получение материнского капитала.

 

68

68

-

8.       

Разрешение на раздельное проживание с подопечными

?

0

0

-

9.       

Заключение договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в приемную семью

2

2

2

-

 

Отчет о работе с совершеннолетними недееспособными или не полностью дееспособными гражданами.

На 01.01.2020 на учете и контроле отдела состоят 181 совершеннолетних недееспособных   гражданин. Из них 22- в органах опеки и попечительства, в учреждениях социальной защиты- 158 граждан.

За 2019 год 5 граждан (за 2018 год- ___ граждан) были признаны судом недееспособными, над 5 гражданами установлена опека (за 2018 год- __ чел.). За 2019 года было составлено 13 актов обследования жилищно-бытовых и материальных условий совершеннолетних недееспособных, состояния  их   здоровья, отношений в семье, возможности опекуна обеспечить потребности совершеннолетнего подопечного в уходе и лечении.

Специалистом отдела подготовлены 5 проекта постановлений администрации Шемуршинского района, в том числе:

- по отчуждению имущества недееспособных- 0;

- по вопросам учреждения опеки (попечительства) – 5,

 

  1. Количество выявленных и устроенных совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Год

выявлено

устроено

2018

0

 

2019

0

 

 

  1. Количество состоящих на учете на конец года совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Год

всего

недееспособных

не полностью дееспособных

2017

 

 

 

2018

 

 

 

На 01.07.2019

181

181

0

 

 

 

 

  1. Количество прекращенной опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Год

в связи со смертью

устройство в интернат

2017

 

 

2018

 

 

 2019

1

 0

 

  1. Количество обращений органов опеки и попечительства в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным и не полностью дееспособным

 

Год

количество исков

2018

 

2019

0

 

  1. Количество выданных разрешений на сделки с имуществом совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Год

количество

2018 г

 

2019 г

0

 

  1. Количество проведенных проверок исполнения опекунами и попечителями своих обязанностей и условий жизни подопечных

Год

количество

2018

110

2019

49

 

  1. Количество рассмотренных заявлений и жалоб в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Год

количество

2018

0

2019

0

 

  1. Количество участий в судах в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан

Год

о признании недееспособным

в качестве законного представителя

2018

 

 

2019

 

 

Главный специалист –эксперт (по опеке и попечительству)
отдела образования и молодежной политики
администрации Шемуршинского района                        Е.Н.Кудряшова