Шемуршинский муниципальный округЧувашской Республики

Анализ деятельности органа опеки и попечительства отдела образования и молодёжной политики администрации Шемуршинского района Чувашской Республики за 2016 год

Информация

о деятельности органов опеки и попечительства по защите прав и интересов

детей-сирот,  профилактике социального сиротства за  2016 года

В Шемуршинском районе и в республике в целом ведется целенаправленная работа по реализации государственной политики в интересах детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – дети-сироты),  решению вопросов их социальной поддержки, развитию семейных  форм устройства детей-сирот, профилактике социального сиротства, обеспечению благополучного и защищенного детства, созданию и законодательному закреплению целостной системы защиты прав и законных интересов детей.

В районе сохраняется позитивная динамика устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи. На 01.01.2017 год  в органе опеки и попечительства на учете состоит 49 ребенка из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и 5 ребенка по заявлению родителей переданы под добровольную опеку.  Из них всего:

- детей-сирот – 11

- находятся под опекой и попечительством – 26;

 - воспитываются в приемных семьях – 28 детей, всего приемных семей - 20,

- усыновленных  в районе- 12 детей.

По итогам 2016 года вновь выявлено 2 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 100 % – «социальные сироты». Данный показатель ниже уровня прошлого года (на 31.12.2015 г. выявлено 4 детей). Все выявленные дети устроены в замещающие семьи.

Преимущественной формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является опека (попечительство), в том числе на возмездной основе (приемная семья). В районе созданы условия, мотивирующие и стимулирующие граждан на прием в семью ребенка-сироты. Приемным родителям ежемесячно выплачивается вознаграждение, на содержание подопечных и приемных детей (в зависимости от возраста и наличия инвалидности). Размер пособия составляет на детей-инвалидов (в возрасте до 2-х лет – 6708 руб., от 2 до 7 лет – 6977 руб., от 7 до 18 лет – 7662 руб.), на детей, за исключением детей-инвалидов (в возрасте до 2-х лет – 6098 руб., от 2 до 7 лет – 6343 руб. от 7 до 18 лет – 6966 руб.). Кроме того, единовременно при передаче ребенка на воспитание в семью в 2016 году выплачивалось 15512,65 руб. (с 1 февраля 2017 года размер единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью составляет -16350,33 руб.), за усыновление детей, оставшихся без попечения родителей, являющихся инвалидами, братьями и/или сестрами, детьми старше семи лет единовременно выплачивалось 118529,25 руб.  ( с 1 февраля 2017 года - -124929,83 руб.) Принимаются  меры по содействию гражданам, желающим усыновить (удочерить) детей-сирот. Для материального стимулирования при усыновлении ребёнка и повышения активности граждан, проживающих в Чувашской Республике, действует Закон Чувашской Республики от 03.10.2012 г. № 60 «О единовременном денежном пособии гражданам, усыновившим (удочерившим) ребенка (детей) на территории Чувашской Республики», где сумма материального стимулирования устанавливается на каждого усыновленного ребенка в размере 300,0 тыс. рублей, на каждого усыновленного ребенка из числа детей-инвалидов – в размере 375,0 тыс. рублей. В 2016 году этим правом воспользовались усыновители 34 детей-сирот (2015 году - 28 детей-сирот), в том числе в Шемуршинском районе – 1 усыновитель получил единовременное пособие в сумме 300,0 тыс. руб.

По состоянию на 01.01.2017 в районе единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью получили 3  граждан на 3 ребенка на общую сумму 46537,9 руб.

В целях недопущения возврата детей из замещающих семей организовано их комплексное психолого-педагогическое сопровождение, действует ассоциация замещающих родителей, функционируют центры сопровождения, работают школы приемных родителей, осуществляется широкая информационная пропаганда. Организована работа с гражданами, желающими принять в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей. В БОУ «Центр образования и комплексного сопровождения детей» Минобразования Чувашии (г. Канаш) 6 граждан были направлены для прохождения подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации по Республиканской программе.

Растет кол-во семей желающих взять ребенка на воспитание в семью. В 2016 году в органах опеки встали на очередь 5 кандидатов.

По вопросам профилактической работы в замещающих семьяхорган опеки и попечительства взаимодействует с субъектами профилактики в соответствии с ФЗ от 24.06.1999 №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Всоответствии статьи 73 Семейного кодекса Российской Федерации ограничение родительских прав допускается, если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, от родителей (одного из них) не зависящим (психическое расстройство или иное хроническое заболевание, стечение тяжелых обстоятельств и другие).Ограничение родительских прав допускается также в случаях, если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав. В 2016 г. в Шемуршинском районе – ограничений не было , 6 родителей лишены. 2 детей остались без мамы и папы, а 7 детей остались с одним из родителей. Администрацией Шемуршинского района принимаются меры по недопущению увеличения доли детей, оставшихся без родительского попечения, на данный момент разработан проект Комплексной программы «Профилактика социального сиротства и воспитание ответственного родительства в Шемуршинском районе на 2016-2020 годы», где основной целью является развитие системы раннего выявления семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, через создание механизма межведомственного взаимодействия; формирование социальной среды, дружественной детям, профилактика детского неблагополучия и повышение ответственности родителей за воспитание детей.

В Шемуршинском районе эффективно организована работа по сопровождению замещающих семей, что позволило не допустить «вторичного сиротства».

           Государство приняло на себя обязательство обеспечивать жильём граждан определённых категорий, в том числе детей-сироты, и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Это - дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель, дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей. На указанную поддержку имеют право лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

           В очереди на получения жилого помещения в органах опеки и попечительства администрации Шемуршинского района состоит 23 детей-сирот. В 2016 году получили помещения специализированного жилищного фонда 2 ребенка - сироты. В 2017 году возникает право у 14 детей. Предусмотрено на 2017 год финансовых средств в виде субсидий  998,910 руб.

Основные задачи органа опеки и попечительства:

- осуществление ежемесячного мониторинга ситуации по выявлению и устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятие мер по повышению эффективности работы по профилактике  семейного неблагополучия   и социального сиротства с использованием современных  технологий;

- недопущение роста численности вновь выявленных детей, оставшихся без попечения родителей;

- усиление качества профилактики  детского и семейного неблагополучия, своевременная организация работы по индивидуальному сопровождению семей, находящихся в социально опасном положении;

- организация эффективной работы по совершенствованию системы межведомственного взаимодействия по вопросам комплексного сопровождения граждан, лишенных (ограниченных) родительских прав, но желающих восстановиться в родительских правах, и обеспечение выполнения показателя по восстановлению в родительских правах (отмены ограничения родительских прав)  не менее одного родителя в год.