2.06.2023 О праве на компенсацию морального вреда за неприехавший или опоздавший автобус
Высшая судебная инстанция при рассмотрении гражданского дела по спору о взыскании компенсации морального вреда, причиненного переживаниями в связи с нарушением установленного расписания регулярных перевозок, разъяснила применение норм законодательства о защите прав потребителей.
Надлежащим исполнением обязанности перевозчика по договору перевозки пассажира является своевременная доставка в пункт назначения.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке перевозчик несет ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, Уставом автомобильного транспорта, а также соглашением сторон.
Пассажир имеет право на достоверную и полноценную информацию об автобусных рейсах, а отсутствие извещения об изменениях в расписании является основанием для взыскания компенсации морального вреда.
В данном случае было установлено, что перевозчик обязательство по своевременной доставке пассажиров не исполнил, а пассажиров об отмене и задержке рейсов не предупредил.
Болезнь водителя автобуса не подразумевает чрезвычайности и непреодолимости обстоятельств, избежать которого перевозчик не мог, поскольку он самостоятельно определяет меры по оперативному урегулированию движения транспорта по своевременной доставке пассажиров при возникновении угрозы срыва рейса по эксплуатационной причине.
Отсутствие вины подлежит доказыванию лицом, допустившим нарушение обязательства.
При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.