Что необходимо делать при обнаружении ошибок в документах, выданных органами ЗАГС

Одним из направлений деятельности органов ЗАГС, помимо регистрации рождения, смерти, заключения и расторжения брака, установления отцовства, усыновления (удочерения), перемены фамилии, имени или отчества, является внесение исправления или изменения в запись акта гражданского состояния.

Запись акта гражданского состояния — это письменный, официальный документ, являющийся результатом индивидуального акта применения права, составленный в предусмотренном законом порядке должностным лицом ЗАГС, содержащий информацию об акте гражданского состояния и о регистрации этого акта гражданского состояния.

Актовые записи являются официальным доказательством записанных в них обстоятельств. Поэтому они должны быть полными, точными и правильно отражать регистрируемое событие.

Необходимость исправления актовой записи могут вызвать обстоятельства, которые вносят изменения в ранее существовавшее гражданское состояние лица: изменение фамилии, имени, отчества; усыновление ребенка с последующим присвоением ему фамилии усыновителя; вступление матери ребенка в брак с отцом ребенка и т.п.

Кроме того, необходимость исправления актовой записи может возникнуть из-за неправильных или неполных сведений, а также неточностей и ошибок, которые допускаются во время регистрации акта гражданского состояния, как в актовой записи, так и в свидетельстве, выдаваемом на основании этой записи. Простой пример: в паспорте имя записано «Елизавета», а в свидетельстве о рождении - «Елизовета». В основном граждане сталкиваются с такой проблемой при обращении в нотариальную контору для оформления наследства, при выходе на пенсию и др.

Что необходимо делать при обнаружении ошибок в документах, выданных органами ЗАГС и сельскими администрациями, осуществлявшими часть их полномочий до 2003 года?

Во-первых, обратиться в отдел ЗАГС по месту жительства для уточнения данных свидетельства по книге регистрации акта гражданского состояния.

Во-вторых, подать заявление о внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния. Оно подается заинтересованным лицом в орган ЗАГС по месту жительства или по месту хранения записи акта гражданского состояния, подлежащей исправлению или изменению. Внесение исправлений или изменений в запись акта гражданского состояния, ранее составленную в отношении умершего, производится по заявлению родственника умершего или другого заинтересованного лица.

Заявление рассматривается органом ЗАГС в месячный срок со дня поступления заявления. При наличии уважительных причин, срок рассмотрения заявления может быть увеличен не более чем на два месяца руководителем органа ЗАГС.

После внесения изменений в записи актов гражданского состояния или их исправления выписывается новое свидетельство о регистрации акта гражданского состояния, которое выдается заявителю.

К сожалению, не всегда возможен положительный исход рассмотрения заявления, когда исправление или изменение вносится в запись акта гражданского состояния. Бывают моменты, когда заявителю отказывается во внесении такого исправления или изменения. В таком случае, руководитель органа ЗАГС обязан сообщить причину отказа в письменной форме. Отказ руководителя органа ЗАГС во внесении исправления или изменения в запись акта гражданского состояния может быть обжалован заявителем в суд.

Решение суда, вступившее в законную силу, обязательно для отделов ЗАГС и направляется в отдел ЗАГС по месту жительства заявителя для внесения исправлений в соответствующую запись по действующим правилам.

В ноябре 2015 года в отделе ЗАГС администрации Шемуршинского района рассмотрено 14 заявлений о внесении исправлений и (или) изменений в записи актов гражданского состояния. По 11 из них составлены заключения.